ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ
СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 февраля 1994
г. N ОЩ-7/ОЗ-103
Верховным Советом
Российской Федерации 24 июня 1993 года принят Закон Российской Федерации
О федеральных органах налоговой полиции, который вступил в действие
с момента опубликования (опубликован в Российской газете N 134 от
15 июля 1993 года). В порядке информации Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации сообщает следующее.
Закон определяет
правовые основы, принципы организации и деятельности, систему и структуру, а
также полномочия федеральных органов налоговой полиции.
В
соответствии со статьями 1 и 2 Закона федеральные органы налоговой полиции
являются правоохранительными органами и создаются с целью выявления,
предупреждения и пресечения налоговых преступлений и правонарушений;
обеспечения безопасности деятельности государственных налоговых инспекций,
защиты их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных
обязанностей; предупреждения, выявления и пресечения коррупции в налоговых
органах.
Согласно статье 5
Закона систему федеральных органов налоговой полиции составляют:
Департамент
налоговой полиции Российской Федерации на правах государственного комитета
Российской Федерации;
органы налоговой
полиции в республиках в составе Российской Федерации;
органы налоговой
полиции автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы
и Санкт-Петербурга;
органы налоговой
полиции городов и районов в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также
межрайонные отделы управлений, отделов Департамента налоговой полиции.
В соответствии со
статьей 9 Закона федеральные органы налоговой полиции решают поставленные перед
ними задачи во взаимодействии с налоговыми органами и иными государственными
органами. Основой взаимодействия федеральных органов налоговой полиции,
налоговых органов и иных государственных органов является обеспечение контроля за соблюдением налогового законодательства,
правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в
соответствующий бюджет налогов, сборов и других обязательных платежей.
В целях реализации
возложенных на федеральные органы налоговой полиции контрольных функций статья
11 Закона наделяет их следующими полномочиями:
пользоваться при
исполнении служебных обязанностей правами, предоставленными законодательством
должностным лицам налоговых органов ;* ; и агентам валютного контроля (п.
2 части первой статьи 11);
--------------------------------
;* ; См.
статью 7 Закона РСФСР О Государственной налоговой службе РСФСР и
статью 14 Закона Российской Федерации Об основах налоговой системы в
Российской Федерации.
осуществлять в
необходимых случаях проверки налогоплательщиков (в том числе контрольные) после
проверок, проведенных должностными лицами органов Государственной налоговой
службы Российской Федерации, в полном объеме с составлением актов по
результатам этих проверок. Утверждение актов проверок и применения
соответствующих санкций ;** ; осуществляются начальником органа налоговой
полиции или его заместителем (п. 3 части первой статьи 11);
--------------------------------
;** ; См.
пункт 8 статьи 7 Закона РСФСР О Государственной налоговой службе
РСФСР и статью 13 Закона Российской Федерации Об основах налоговой
системы в Российской Федерации.
приостанавливать
операции налогоплательщиков по счетам в банках и кредитных учреждениях на срок
до одного месяца в случаях непредставления документов, связанных с исчислением
и уплатой налогов. Решение о приостановлении операций по указанным счетам
принимает начальник органа налоговой полиции или его заместитель (п. 4 части
первой статьи 11);
налагать
административный арест на имущество юридических и физических лиц с последующей
реализацией этого имущества в установленном порядке в случаях невыполнения
указанными лицами обязанностей по уплате налогов, сборов и других обязательных
платежей для обеспечения своевременного поступления сумм сокрытых налогов,
сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет (п. 12 части
первой статьи 11).
По вопросам
применения пунктов 2, 3, 4 и 12 части первой статьи 11 Закона арбитражным судам
будут направлены соответствующие рекомендации, принятые на совещании по
судебно-арбитражной практике.
Частью первой
статьи 20 Закона установлено, что вред, причиненный гражданам, предприятиям и
организациям противоправными действиями сотрудника налоговой полиции, подлежит
возмещению в порядке, предусмотренном уголовным и гражданским
законодательством. Частью второй статьи 20 Закона предусматривается возможность
обжалования гражданами и юридическими лицами действий сотрудника налоговой
полиции в вышестоящие органы налоговой полиции, прокуратуру или суд.
Учитывая,
что основания ответственности за вред, причиненный незаконными действиями
государственных органов и их должностных лиц, а также порядок его возмещения
предусматриваются статьями 12 и 127 Основ гражданского законодательства, споры,
возникающие в связи с причинением вреда гражданам - предпринимателям или
юридическим лицам противоправными действиями органов налоговой полиции и их
должностных лиц, подлежат рассмотрению арбитражными судами согласно статье 22
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Споры об
обжаловании действий сотрудников налоговой полиции арбитражным судам
неподведомственны.
Следует
также иметь в виду, что п. 2 постановления Верховного Совета Российской
Федерации О порядке введения в действие Закона Российской Федерации
О федеральных органах налоговой полиции установлено, что
Департамент налоговой полиции Российской Федерации, департаменты (управления)
налоговой полиции республик в составе Российской Федерации, управления (отделы)
Департамента налоговой полиции Российской Федерации автономной области,
автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга являются правопреемниками соответственного Главного управления налоговых
расследований при Государственной налоговой службе Российской Федерации,
управлений (отделов) налоговых расследований при государственных налоговых
инспекциях автономной области, автономных округов, краев, областей, городов
Москвы и Санкт-Петербурга.
Председатель Высшего Арбитражного
Суда Российской
Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ