ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 июня 2001 г. N
615-5/общ
4 августа 2000 г.
направлялось письмо N 1169-5/общ о порядке
рассмотрения судами общей юрисдикции дел о нарушении таможенных правил, по
которым в качестве взыскания предусмотрена конфискация товара и транспортных
средств, являющихся непосредственно объектами правонарушения.
При рассмотрении
судами дел указанной категории возникли также следующие вопросы.
1. Должны ли
таможенные органы при передаче в суд дела о нарушении таможенных правил, по
которому в качестве дополнительного взыскания предусмотрена конфискация товара
и транспортных средств, являющихся непосредственно объектами правонарушения,
оформлять исковое заявление?
Конфискация как
мера административного взыскания, предусмотренная законом, состоит в
принудительном безвозмездном обращении в собственность государства имущества,
явившегося орудием или средством совершения административного правонарушения
или непосредственным объектом такого нарушения.
Применение
конфискации имущества в качестве меры административного взыскания должно
производиться судом применительно к порядку, установленному Кодексом об
административных правонарушениях РСФСР, а также Таможенным кодексом РФ.
Таким образом, при
передаче таможенными органами в суд дела о нарушении таможенных правил, по
которому в качестве дополнительного взыскания предусмотрена конфискация товара
и транспортных средств, являющихся непосредственно объектами правонарушения,
оформления искового заявления не требуется.
2. Вправе ли суд
требовать от таможенного органа по делу о нарушении таможенных правил, по
которому в качестве дополнительного взыскания предусмотрена конфискация товара
и транспортных средств, являющихся непосредственно объектами правонарушения,
рассмотрения этого дела и вынесения по нему постановления о применении
основного взыскания в виде штрафа?
Рассмотрение в
первой инстанции дела об одном и том же правонарушении, за которое могут быть
назначены два наказания (основное и дополнительное), несколькими органами (в
частности, таможенным органом и судом) недопустимо. Применение конфискации
имущества относится к исключительной компетенции суда.
Следовательно, дело
о нарушении таможенных правил, по которому может быть назначена конфискация
товара в качестве дополнительного наказания, суд должен рассмотреть в полном
объеме и при установлении состава правонарушения решить вопросы о применении как основного, так и дополнительного наказаний.
3. Допустимо ли
применение конфискации по делу о нарушении таможенных правил
по истечении срока для наложения основного взыскания в виде штрафа?
Частью второй
статьи 247 Таможенного кодекса РФ установлено, что взыскания, предусмотренные
пунктом 4 - 6 статьи 242 настоящего Кодекса, налагаются независимо от времени
совершения или обнаружения нарушения таможенных правил и независимо от того,
являются они основными или дополнительными взысканиями.
Постановлением
Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности
ряда положений Таможенного кодекса РФ от 27 апреля 2001 г. N 7-П часть вторая
ст. 247 Таможенного кодекса Российской Федерации, как позволяющая налагать
взыскание в виде конфискации (взыскания стоимости) товаров и транспортных
средств независимо от времени совершения или обнаружения нарушения таможенных
правил, признана не соответствующей Конституции Российской Федерации.
Как указано в этом
Постановлении, до принятия федерального закона, устанавливающего
соответствующие сроки, такие взыскания не могут налагаться позднее трех лет с
момента нарушения таможенных правил, а для длящегося правонарушения - с момента
его обнаружения.
4. Вправе ли
таможенные органы исполнять постановления судов о наложении
взыскания в виде конфискации на лиц за совершение нарушений таможенных правил в
тех случаях, когда товар (транспортное средство) находится в
распоряжении таможенного органа?
Возможность
исполнения судебных актов другими органами, помимо органов принудительного
исполнения (служб судебных приставов), предусмотрена п. 2 ст. 5 Федерального
закона от 21 июля 1997 г. Об исполнительном производстве. В свою
очередь, статья 380 Таможенного кодекса Российской Федерации предусматривает
исполнение постановления о конфискации таможенным органом, за исключением
случаев принудительного исполнения.
Исходя из
приведенных положений законов, при отсутствии необходимости принудительного
исполнения решения суда о конфискации товаров и транспортных средств (если
имущество, подлежащее конфискации, находится в распоряжении таможенного органа)
осуществление его исполнения таможенным органом является правомерным.
Прошу об изложенном проинформировать судей.
В.М.ЖУЙКОВ