Письмо Верховного Суда РФ от 15.07.1996 N 70-Код 96

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 15 июля 1996 г. N 70-Код 96

 

Поставленные в письме вопросы коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации обсуждены.

По результатам обсуждения сообщаю следующее.

1. В соответствии с частью 2 статьи 231 ТК РФ лица, совершившие нарушение таможенных правил, несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом, а в части, не урегулированной им, - в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Возможности наложения взысканий, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 242 ТК РФ, независимо от времени совершения или обнаружения нарушения таможенных правил и независимо от того, являются они основными или дополнительными, урегулированы непосредственно в ТК РФ (ч. II ст. 247). В связи с этим следует руководствоваться нормой, закрепленной в части 2 статьи 247 ТК РФ, а не нормой, содержащейся в статье 25 КоАП.

2. Полагаем, что поскольку статья 239 ТК РФ предоставляет должностному лицу таможенного органа, рассматривающему дело о нарушении таможенных правил, право накладывать на виновного наказание ниже низшего предела, предусмотренного санкцией конкретной статьи ТК РФ, при наличии указанных в статье 239 ТК РФ обстоятельств, этим правом должен обладать и суд.

По нашему мнению, рассматривая дело по жалобе на действия должностного лица (в т.ч. и должностного лица таможенного органа), суд не может быть наделен меньшими полномочиями в отношении производства административных взысканий за конкретное правонарушение по сравнению с полномочиями, которыми, в соответствии с законодательством, наделено данное должностное лицо.

3. Разрешая вопрос о правомерности указания судом в качестве обстоятельств назначения наказания ниже низшего предела обстоятельство, указанное в статье 239 ТК РФ, как смягчающее степень общественной опасности, следует исходить из требований части 2 статьи 306 ГПК РСФСР, согласно которой правильное по существу решение суда не может быть отменено по одним лишь формальным соображениям.

4. Конфискация товаров, являющихся непосредственно объектом нарушения, является санкцией за неправомерные действия лица, виновного в нарушении таможенных правил, и направлена на пресечение его незаконных действий, поэтому при назначении данного вида взыскания следует конфисковывать весь объем товара. В противном случае применение этой санкции теряет смысл.

5. Согласно части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Поскольку Таможенный кодекс Российской Федерации был официально опубликован для всеобщего сведения в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации N 31 за 1993 год, а также в Российской газете от 21 июля 1993 года и, согласно вышеприведенной статье Конституции РФ, подлежит применению, незнание его норм не освобождает лиц, участвующих в таможенных правоотношениях, от ответственности в случае нарушения последними таможенных правил.

6. Содержание решения суда по делу об административном правонарушении должно отвечать требованиям ст. 197 ГПК РСФСР.

При этом в случае признания необоснованным привлечения заявителя к административной ответственности (в данном случае - к ответственности за нарушение порядка производства таможенного оформления (ст. 258 ТК РФ)) за отсутствием состава и события правонарушения, суд выносит решение об отмене постановления и прекращении дела об административном правонарушении.

Если в процессе судебного разбирательства будет установлено, что административное правонарушение действительно имело место и заявитель мог быть подвергнут административному взысканию, но обжалуемое им постановление вынесено с нарушением срока для наложения взыскания, суд, удовлетворяя жалобу по мотиву пропуска этого срока, указывает в решении и на обстоятельства, свидетельствующие о совершении административного правонарушения.

7. Исчисление срока для наложения взысканий, предусмотренных пунктами 1 - 3 статьи 242 ТК РФ, производится, согласно части 1 статьи 247 ТК РФ, со дня обнаружения нарушения таможенных правил.

В части 1 статьи 299 ТК РФ предусматривается, что о каждом случае обнаружения нарушения таможенных правил, за исключением случаев, указанных в статье 383 ТК РФ, соответствующее должностное лицо таможенного органа РФ составляет протокол о нарушении таможенных правил.

Таким образом, время обнаружения нарушения таможенных правил, за исключением нарушений, указанных в статье 383 ТК РФ, если за их совершение налагается взыскание в виде предупреждения или штрафа, должно совпадать со временем составления протокола об этом.

При выявлении нарушений таможенных правил, указанных в статье 383 ТК РФ, исчисление срока для наложения взыскания в виде предупреждения или штрафа производится со дня обнаружения этих нарушений.

Взыскания, предусмотренные пунктами 4 - 6 статьи 242 ТК РФ, налагаются, согласно части 2 статьи 247 ТК РФ, независимо от времени совершения или обнаружения нарушения таможенных правил и независимо от того, являются они основными или дополнительными взысканиями.

8. Оснований для отказа в соединении в одно судебное производство указанных заявлений ГПК РСФСР не содержит. Оно производится по воле заявителя или суда по правилам, установленным ст. 128 ГПК РСФСР.

9. Согласно ст. ст. 111, 112, 113 ТК РФ размеры таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость, а также акцизов определяются на основании соответствующих федеральных законов (Закон РФ О таможенном тарифе, Закон РФ О налоге на добавленную стоимость, Закон РФ Об акцизах).

Таможенные сборы за таможенное оформление товаров, включая транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, установлены статьей 114 ТК РФ в размере 0,1% таможенной стоимости товара или транспортного средства.

Таможенные сборы за хранение товаров и таможенные сборы за таможенное сопровождение взимаются в размерах, определяемых Государственным таможенным комитетом (ст. ст. 115, 116 ТК РФ).

Определяя подлежащие взысканию таможенные платежи, суд в своем решении должен исходить из тех размеров, которые установлены для данного вида платежа федеральным законом или ведомственным нормативным актом, и не может изменять их по своему усмотрению.

 

Заместитель начальника отдела

работы с законодательством

В.С.ВОДОВОЗОВ