Письмо Президента РФ от 09.01.1996 N Пр-24

 

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 9 января 1996 г. N Пр-24

 

В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю представленный Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования Федеральный закон О государственной регистрации юридических лиц, принятый Государственной Думой 8 декабря 1995 года и считающийся одобренным Советом Федерации в соответствии с частью 4 статьи 105 Конституции Российской Федерации.

Федеральный закон имеет серьезные недостатки, внутренне противоречив и декларативен, не проработан концептуально и противоречит положениям отдельных норм Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации.

Так, рассматриваемый Закон по предмету своего регулирования относится к административному законодательству Российской Федерации. На это, в частности, прямо указывает и часть 1 статьи 51 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, содержащая отсылку к специальному закону, выходящему за рамки сферы гражданско-правового регулирования. Следовательно, на основании пункта к статьи 72 Конституции Российской Федерации регламентация порядка регистрации юридических лиц находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В нарушение приведенного конституционного положения в Федеральном законе не нашли практически никакого отражения вопросы разграничения предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в рассматриваемой сфере.

За рамками Федерального закона остались такие принципиально важные вопросы, как:

регламентация конкретного правового статуса и системы подчиненности органов государственной регистрации, порядок их взаимоотношений между собой, с органами юстиции различных уровней и органами местного самоуправления (в том числе с учетом сложившейся и стабилизировавшейся в последние годы практики работы регистрирующих органов во многих субъектах Российской Федерации);

порядок, механизм и источники финансирования системы регистрирующих органов, что приведет к невозможности реализации данного Закона, учитывая также и содержащуюся в статье 3 отсылку к дополнительному закону, который должен установить размеры и порядок взимания регистрационных сборов. Не соблюдены в данном случае и требования статьи 104 Конституции Российской Федерации, предусматривающей необходимость обоснования бюджетных расходов на реализацию данного Федерального закона и наличия заключения Правительства Российской Федерации;

определение понятия единого государственного реестра юридических лиц, его структуры и конкретного порядка и механизма его формирования и ведения как системы реестров различных уровней (в Законе декларативно определена лишь обязанность нижестоящих органов передавать сведения вышестоящим органам регистрации).

Федеральный закон не предусматривает вопреки требованиям части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и установления национального режима регистрации юридических лиц с иностранными инвестициями, сохраняя изжившие себя старые порядок их регистрации и перечень документов; не оговорен и порядок консульской легализации (или апостилирования) документов иностранных инвесторов.

Наконец, декларируя в статье 1 возможность проверки законности создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц, Закон не устанавливает порядка и механизма реального контроля со стороны регистрирующих органов за соблюдением законодательства Российской Федерации в рассматриваемой сфере.

С учетом изложенного Федеральный закон О государственной регистрации юридических лиц не может быть подписан и требует серьезной переработки с соблюдением положений Конституции Российской Федерации и норм законодательства Российской Федерации, на основе мирового опыта регулирования в данной сфере и с привлечением специалистов - юристов и практиков.

В связи с отклонением названного выше Закона возвращаю также представленный одновременно с ним к подписанию и обнародованию Федеральный закон О внесении изменений в законодательство Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона О государственной регистрации юридических лиц.

 

Б.ЕЛЬЦИН