Письмо Правительства РФ от 19.03.1998 N 1403п-П16

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 19 марта 1998 г. N 1403п-П16

 

Правительство Российской Федерации рассмотрело проект Федерального закона О меценатах и меценатстве и сообщает следующие замечания и предложения.

Представленный законопроект устанавливает правоотношения в области меценатской деятельности как особого вида благотворительной деятельности. Вместе с тем, его отдельные статьи не вполне отвечают законодательству о благотворительной деятельности, Гражданскому кодексу Российской Федерации, а также вводят положения, которые регулируются законами о налогообложении.

Прежде всего требуется уточнить сферу применения и обеспечить терминологическое единство понятийного аппарата законопроекта.

В ст. 4 получателями меценатской поддержки определены физические или юридические лица, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с сохранением и развитием культурного достояния Российской Федерации. В то же время в ст. 3, определяющей цели меценатства, и в ст. 4, дающей само понятие меценатства, речь идет не только о сохранении и развитии культуры (национального культурного достояния, поддержке культуры, искусства, деятелей культуры), но также и о науке, образовании, просвещении, спорте.

Кроме того, в п. 2 ст. 6 законопроекта закрепляется ограничение меценатства оказанием поддержки профессиональной деятельности и вводится норма, в соответствии с которой меценатская деятельность не распространяется на все формы самодеятельности и массовой культуры, что является не совсем правомерным.

Представляется нецелесообразным указывать в качестве объектов собственности, безвозмездно передаваемых меценатом (абз. 1 ст. 4 и п. 1 ст. 5), лишь финансовые или материально-технические средства, поскольку согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации кроме имущества, как движимого (включая деньги и ценные бумаги), так и недвижимого, могут передаваться и права на использование объектов интеллектуальной собственности с согласия правообладателя.

Неправомерно также лишение работников органов государственной власти и органов местного самоуправления права на осуществление меценатской деятельности, сформулированное в п. 3 ст. 5 законопроекта. Для участия в меценатской деятельности в качестве физического лица достаточно быть собственниками передаваемого безвозмездно имущества.

Кроме того, полагаем неверным законодательно устанавливать приоритетный (избирательный) подход к оказанию меценатской поддержки (п. 2 ст. 5).

Следует привести в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации ст. 7 законопроекта, допускающую оформление договоров между сторонами меценатской деятельности только в письменной форме и с нотариальным удостоверением. Это противоречит ст. 421 ГК о свободе договора и ст. 574 ГК, которая допускает случай устного заключения договора при безвозмездной передаче имущества в форме дара. При этом в ст. 5 (п. 4) и в ст. 6 (п. 1) законопроекта повторяется положение о договорном оформлении правоотношений субъектов меценатской деятельности.

Содержание п. 4 ст. 9 противоречит законодательству о благотворительной деятельности и п. 2 ст. 6 самого законопроекта, поскольку меценатская поддержка не может оказываться унитарным предприятиям, являющимся коммерческими организациями.

Ст. 12 законопроекта вводятся налоговые льготы для участников меценатской деятельности, что не согласуется с налоговым и таможенным законодательством Российской Федерации.

Проекты законодательных актов Российской Федерации, регулирующие отношения, не связанные в целом с вопросами налогообложения, не должны содержать положения (нормы), устанавливающие особый порядок налогообложения, включая освобождение от налогов. Изменение режима налогообложения должно осуществляться путем внесения изменений и дополнений в действующий законодательный акт по конкретному налогу.

Тарифные льготы не могут носить индивидуального характера, за исключением случаев, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации, а предоставление льгот отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации.

Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации полагает, что представленный проект Закона О меценатах и меценатской деятельности нуждается в существенной доработке.

 

Первый заместитель

Председателя Правительства

Российской Федерации

Б.НЕМЦОВ