ПРАВИТЕЛЬСТВО
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 марта 1998 г.
N 1403п-П16
Правительство
Российской Федерации рассмотрело проект Федерального закона О меценатах и
меценатстве и сообщает следующие замечания и предложения.
Представленный
законопроект устанавливает правоотношения в области меценатской деятельности
как особого вида благотворительной деятельности. Вместе с тем, его отдельные
статьи не вполне отвечают законодательству о благотворительной деятельности,
Гражданскому кодексу Российской Федерации, а также вводят положения, которые
регулируются законами о налогообложении.
Прежде всего требуется уточнить сферу применения и обеспечить
терминологическое единство понятийного аппарата законопроекта.
В ст. 4
получателями меценатской поддержки определены физические или юридические лица,
осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с сохранением и
развитием культурного достояния Российской Федерации. В то же время в ст. 3,
определяющей цели меценатства, и в ст. 4, дающей само понятие меценатства, речь
идет не только о сохранении и развитии культуры (национального культурного
достояния, поддержке культуры, искусства, деятелей культуры), но также и о
науке, образовании, просвещении, спорте.
Кроме того, в п. 2
ст. 6 законопроекта закрепляется ограничение меценатства оказанием поддержки
профессиональной деятельности и вводится норма, в соответствии с которой
меценатская деятельность не распространяется на все формы самодеятельности и
массовой культуры, что является не совсем правомерным.
Представляется
нецелесообразным указывать в качестве объектов собственности, безвозмездно передаваемых
меценатом (абз. 1 ст. 4 и п. 1 ст. 5), лишь финансовые или
материально-технические средства, поскольку согласно Гражданскому кодексу
Российской Федерации кроме имущества, как движимого (включая деньги и ценные
бумаги), так и недвижимого, могут передаваться и права на использование
объектов интеллектуальной собственности с согласия правообладателя.
Неправомерно также
лишение работников органов государственной власти и органов местного
самоуправления права на осуществление меценатской деятельности,
сформулированное в п. 3 ст. 5 законопроекта. Для участия в меценатской
деятельности в качестве физического лица достаточно быть собственниками
передаваемого безвозмездно имущества.
Кроме того,
полагаем неверным законодательно устанавливать приоритетный (избирательный)
подход к оказанию меценатской поддержки (п. 2 ст. 5).
Следует привести в
соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации ст. 7 законопроекта, допускающую оформление договоров между сторонами меценатской
деятельности только в письменной форме и с нотариальным удостоверением. Это
противоречит ст. 421 ГК о свободе договора и ст. 574 ГК, которая допускает
случай устного заключения договора при безвозмездной передаче имущества в форме
дара. При этом в ст. 5 (п. 4) и в ст. 6 (п. 1) законопроекта повторяется
положение о договорном оформлении правоотношений субъектов меценатской
деятельности.
Содержание п. 4 ст.
9 противоречит законодательству о благотворительной деятельности и п. 2 ст. 6
самого законопроекта, поскольку меценатская поддержка не может оказываться
унитарным предприятиям, являющимся коммерческими организациями.
Ст. 12
законопроекта вводятся налоговые льготы для участников меценатской
деятельности, что не согласуется с налоговым и таможенным законодательством
Российской Федерации.
Проекты
законодательных актов Российской Федерации, регулирующие отношения, не
связанные в целом с вопросами налогообложения, не должны содержать положения
(нормы), устанавливающие особый порядок налогообложения, включая освобождение
от налогов. Изменение режима налогообложения должно осуществляться путем
внесения изменений и дополнений в действующий законодательный акт по
конкретному налогу.
Тарифные льготы не
могут носить индивидуального характера, за исключением случаев, предусмотренных
таможенным законодательством Российской Федерации, а предоставление льгот
отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации.
Учитывая
изложенное, Правительство Российской Федерации полагает, что представленный
проект Закона О меценатах и меценатской деятельности нуждается в
существенной доработке.
Первый заместитель
Председателя
Правительства
Российской
Федерации
Б.НЕМЦОВ