Письмо Президента РФ от 15.04.1998 N Пр-535

 

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 15 апреля 1998 г. N Пр-535

 

На основании части 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю направленный 2 апреля 1998 года Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования Федеральный закон О внесении изменения в Федеральный закон О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям (далее именуется Федеральный закон), принятый Государственной Думой 4 марта 1998 года и одобренный Советом Федерации 1 марта 1998 года.

Анализ Федерального закона свидетельствует о том, что при его подготовке не были тщательно проработаны по совокупности правового регулирования положения статьи 114 Конституции Российской Федерации, нормы статьи 15 Федерального конституционного закона О Правительстве Российской Федерации, касающиеся реализации полномочий Правительства Российской Федерации в сфере организации бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики, а также решения, принимаемые Правительством Российской Федерации по осуществлению управления государственным внутренним и внешним долгом.

Статьей 15 названного Федерального конституционного закона установлено, что Правительство Российской Федерации разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также представляет ей отчет об исполнении федерального бюджета.

Правительство Российской Федерации представляет в рамках проекта федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год программу государственных внешних заимствований, выделяя при этом кредиты (займы), превышающие сумму, эквивалентную 100 млн. долларов США.

В программу государственных внешних заимствований на соответствующий год включаются только проекты, одобренные постановлениями или распоряжениями Правительства Российской Федерации. Решения о привлечении иностранных кредитов принимаются Правительством Российской Федерации по каждому проекту, прошедшему экспертизу в индивидуальном порядке.

Государственная Дума утверждает программу государственных внешних заимствований на соответствующий год, а также направления привлекаемых иностранных кредитов, с разбивкой их по разделам функциональной классификации федерального бюджета на соответствующий год.

Таким образом, в настоящее время действует отлаженный механизм осуществления исполнительной и законодательной ветвями власти совместного контроля за внешними заимствованиями.

Изменениями, вносимыми в статьи 4 и 5 Федерального закона О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, в части, касающейся изменения суммы получаемых кредитов, устанавливается, что ратификации будут подлежать международные договоры, предусматривающие средства объемом свыше 10 миллионов долларов США.

Кроме того, Правительство Российской Федерации фактически лишается возможности принятия оперативных решений по привлекаемым кредитам и осуществления гибкой политики заимствований на внешних финансовых рынках с учетом складывающейся на них конъюнктуры.

В процессе реализации Федерального закона возникнет ситуация, при которой реально возрастет число международных кредитных договоров, подлежащих ратификации. Тем самым Государственной Думе чаще придется обращаться к рассмотрению вопроса о внесении изменений в программу государственных внешних заимствований на соответствующий год.

Сам факт принятия данного Федерального закона отражает тенденцию к перераспределению полномочий между исполнительной и законодательной ветвями власти и наделению Государственной Думы распорядительными функциями в сфере кредитной политики, которая в соответствии с Конституцией Российской Федерации не обладает такими полномочиями.

 

Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН