Письмо Президента РФ от 07.05.1998 N Пр-652

 

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 7 мая 1998 г. N Пр-652

 

В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю представленный Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования Федеральный закон Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий), принятый Государственной Думой 15 апреля 1998 года и одобренный Советом Федерации 22 апреля 1998 года.

Федеральный закон Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий) (далее именуется Федеральный закон) не соответствует Конституции Российской Федерации и Гражданскому кодексу Российской Федерации.

Целью Федерального закона является введение нового типа акционерных обществ, особенности создания и правового положения которых, отличает их от открытых и закрытых акционерных обществ. Подобный подход приводит к нарушению основ создания юридических лиц различных организационно-правовых форм, что противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации. Развитие и установление иных организационно-правовых форм должно осуществляться путем совершенствования законодательства Российской Федерации.

Необходимо отметить, что новации Федерального закона юридически не обоснованы и не соответствуют законодательству Российской Федерации в этой области. Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона предусматривается создание акционерных обществ работников (народных предприятий) только путем преобразования коммерческих организаций. Гражданским кодексом Российской Федерации в полном объеме определяется механизм преобразования коммерческих организаций одной организационно-правовой формы в другие, понятие акционерное общество работников (народное предприятие), как результат этого преобразования, отсутствует. Таким образом, данная правовая норма противоречит пункту 2 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации, которым установлено, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Кодексу.

Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона вводится прямое ограничение правоспособности субъекта гражданских правоотношений, каковым является народное предприятие, относительно выпуска ценных бумаг (акций). Данное положение не соответствует законодательству Российской Федерации о рынке ценных бумаг и противоречит статье 102 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Пунктом 4 статьи 6 Федерального закона нарушается право собственности работника-акционера относительно его правомочий по владению, пользованию и распоряжению акциями народного предприятия. В нем делается попытка ввести противоречащий Конституции Российской Федерации порядок принудительного лишения имущества работников предприятия. При этом работник-акционер, во-первых, ставится перед выбором: либо увольняться и лишаться своей собственности, либо продолжать работать вопреки своему желанию, во-вторых, ставится в неравное по сравнению с другими акционерами положение.

Пункт 6 статьи 6 Федерального закона, касающийся вопросов ответственности за неисполнение денежного обязательства, не может применяться в отношении обязанности народного предприятия выкупать акции у уволившегося работника-акционера. Данное положение противоречит смыслу статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой указано, что ответственность наступает с момента неправомерного удержания чужих денежных средств, а не с момента возникновения отношений по приобретению акций.

Пункт 8 статьи 6, исключающий обращение взыскания на принадлежащие работнику-акционеру акции народного предприятия в порядке исполнения судебного решения, не соответствует Федеральному закону Об исполнительном производстве.

Статьей 10 Федерального закона закрепляется неравенство между работниками-акционерами и работниками-неакционерами посредством предоставления народному предприятию права издавать свои правила внутреннего трудового распорядка, которыми может быть установлена неограниченная продолжительность рабочего времени, превышающая законно установленную. Кроме того, народное предприятие своими актами может устанавливать виды взыскания, не предусмотренные законодательством Российской Федерации о труде (перевод на другую работу, штрафы). Тем самым указанная статья нарушает положение статьи 19 Конституции Российской Федерации и статьи 2 Кодекса законов о труде Российской Федерации.

Перечисление недостатков Федерального закона можно продолжить.

Учитывая изложенное, предлагаю больше не рассматривать Федеральный закон Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий).

 

Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН