СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 мая 1998 г. N
01-607/03
В Государственную
Думу Федерального Собрания Российской Федерации Счетной палатой Российской
Федерации (письмо от 10 апреля 1998 г. N 01-354/03) внесены предложения по
совершенствованию банковской системы, с обоснованием необходимости внесения
изменений и дополнений в банковское законодательство, направленных на
обеспечение работы по своевременному поступлению налоговых платежей в
федеральный бюджет.
Рассмотрев проект
Федерального закона О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
О Центральном банке Российской Федерации (Банке России), внесенный
в Государственную Думу Советом Федерации, Счетная палата, с учетом ранее
представленных материалов, направляет предложения по внесению изменений и дополнений как в представленный проект, так и в действующую
редакцию Федерального закона О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России).
Председатель
Счетной палаты
Российской
Федерации
Х.М.КАРМОКОВ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВНЕСЕНИЮ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В ПРОЕКТ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ В
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЦЕНТРАЛЬНОМ
БАНКЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (БАНКЕ РОССИИ)
1. Учитывая, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации
(пункт 2 статьи 75) Центральный Банк Российской Федерации отнесен к органам
государственной власти, а также принимая во внимание статью 120 Гражданского
кодекса Российской Федерации, определяющую учреждение как организацию,
созданную собственником для осуществления управленческих, социально-культурных
или иных функций некоммерческого характера и финансируемую им полностью или
частично, целесообразно исключить пункт 1 статьи 1 из проекта Закона,
сохранив действующую редакцию статьи 2 Федерального закона О Центральном
Банке Российской Федерации (Банке России), заменив слова в третьем
предложении первого абзаца без согласия Банка России на без согласия
собственника.
2. Исключить
тринадцатый абзац пункта 2 статьи 1, в котором указано, что Банк России
не регистрируется в налоговых органах, так как государственная
регистрация юридических лиц осуществляется органами, определенными статьей 51
Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой налоговые органы к
таковым не относятся.
3. В четвертом
абзаце пункта 3 статьи 1 представленного проекта Федерального закона слово
утверждает заменить на представляет на утверждение
Государственной Думы, далее по тексту.
4. Часть вторую
пункта 6 статьи 1 законопроекта изложить в редакции: Налогообложение
Банка России и его учреждений, а также постановка их на учет в налоговых
органах осуществляется в соответствии с законодательными актами Российской
Федерации о налогах..
5. Дополнить второй абзац пункта 12 статьи 1 после слов о
федеральном бюджете словами следующего содержания: ..., а также
предоставлять кредиты на срок до одного года кредитным организациям в случае
отсутствия средств на корреспондентских счетах указанных организаций,
необходимых для выполнения поручений клиентов по перечислению платежей в
бюджет, в пределах сумм обязательных резервов, депонированных в Банке
России.. Введение этой нормы вызвано тем, что в большинстве
проверенных регионов Счетной палатой установлены существенные потери бюджетных
средств по вине коммерческих банков, допускающих задержки исполнения поручений
налогоплательщиков из-за отсутствия денежных средств на корреспондентских
счетах банков даже при их наличии на счетах клиентов.
6. Пункт 13 статьи
1 изложить в следующей редакции:
Статью 55
дополнить частью пятой, шестой и седьмой следующего содержания:
Банк России
осуществляет постоянный контроль за кассовым исполнением федерального бюджета,
расходованием бюджетных средств кредитными
организациями, а также обслуживанием ими счетов по учету доходов федерального
бюджета. Запрещает учреждениям Банка России зачислять на корреспондентские
счета коммерческих банков налоговые и другие обязательные платежи после
закрытия в этих банках счетов по учету доходов федерального бюджета.
Банк России
устанавливает для коммерческих банков регулярность проверок соблюдения
хозяйствующими субъектами правил работы с денежной наличностью и требования
порядка ведения кассовых операций не реже 2 раз в год.
В случаях нарушения
кредитными организациями установленного регламента проведения проверок, а также
непредставления в налоговые органы материалов по фактам выявленных нарушений
Банк России вводит запрет на осуществление кредитной организацией операций с
денежной наличностью на срок до шести месяцев и при повторении подобных
нарушений - до одного года..
Необходимость
внесения указанных дополнений вызвана тем, что в нормативных документах Банка
России до настоящего времени не была определена периодичность проведения проверок правил работы хозяйствующих субъектов с
денежной наличностью и не установлены меры ответственности коммерческих банков за
соблюдение установленного регламента по организации этой работы.
Кроме указанных
дополнений Счетная палата считает необходимым внести ряд предложений в статью 1
представленного проекта Закона, дополнив его следующими пунктами:
15. Во второй
абзац статьи 2 действующего Закона О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России) (далее все дополнения вносятся в действующую
редакцию Закона) внести дополнение в следующей редакции:
Смета
расходов на содержание Банка России на очередной год утверждается
Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации..
16. Статью 38
дополнить абзацами следующего содержания:
При
отсутствии на корреспондентском счете коммерческого банка денежных средств и
числящихся остатках средств по расчетных счетах клиентов в случаях неисполнения
клиентских поручений по перечислению платежей в бюджет и во внебюджетные фонды
Банк России и его территориальные управления по предписанию Государственной
налоговой службы Российской Федерации и налоговых органов на местах обязаны в
трехдневный срок осуществить целевой перевод средств со счета обязательных резервов, по счетам в валюте Российской Федерации, депонированных в
Банке России, на корреспондентский счет коммерческого банка.
При целевом
переводе денежных средств за счет уменьшения сумм обязательных резервов, в
случае невосстановления этого резерва в течение трех месяцев, Банк России
вправе отозвать у коммерческого банка лицензию на совершение банковских
операций..
17. Исключить в статье 71 слова до налогообложения..
В действующем Законе О Центральном банке Российской Федерации (Банке
России) статьей 71 установлено, что Банк России определяет порядок
формирования и размер образуемых до налогообложения резервов (фондов) кредитных
организаций на возможные потери по ссудам, для покрытия валютных, процентных и
иных финансовых рисков, страховых вкладов граждан в соответствии с федеральными
законами.
В
соответствии с пунктом 9 статьи 2 Закона Российской Федерации от 27 декабря
1991 г. N 2116-1 О налоге на прибыль предприятий и организаций из
всех перечисленных резервов (фондов) при исчислении налогооблагаемой базы
банков валовая прибыль уменьшается (до налогообложения) на сумму отчислений на
формирование резервов под обесценение ценных бумаг и на возможные потери по
ссудам.
Таким образом, в
Законе О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)
(статья 71) дается более расширенный перечень резервов, относимых на затраты,
чем предусмотрено налоговым законодательством.
18. В первом
абзаце статьи 75 слова шести месяцев заменить на
слова одного года;
19. Во
втором абзаце статьи 75 после слова интересам добавить слова
бюджету и, далее по тексту.
20. В
первом абзаце статьи 76 после слова интересам добавить слова
государству (бюджету) и, далее по тексту..
Внесение поправок,
указанных в пунктах 17, 19, 20, усилит ответственность коммерческих банков не
только за нанесение ущерба кредиторам (вкладчикам), но и интересам государства
(бюджету).
Предложенные
Советом Федерации поправки к Федеральному закону О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России), по мнению Счетной
палаты Российской Федерации, очень актуальны, и их принятие с учетом
подготовленных Счетной палатой Российской Федерации дополнений и изменений
позволит усилить контроль за деятельностью Банка России со стороны Федерального
Собрания Российской Федерации, обеспечит еще большую прозрачность в реализации
Основных направлений кредитно-денежной политики Российской Федерации, а также
значительно повысит эффективность работы Банка России с коммерческими банками
по соблюдению платежной и кассовой дисциплины, требований, предъявляемых к
работе с денежной наличностью, а также своевременность поступления платежей в
бюджет и внебюджетные фонды.