Письмо Счетной палаты РФ от 29.05.1998 N 01-607/03

 

СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 29 мая 1998 г. N 01-607/03

 

В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Счетной палатой Российской Федерации (письмо от 10 апреля 1998 г. N 01-354/03) внесены предложения по совершенствованию банковской системы, с обоснованием необходимости внесения изменений и дополнений в банковское законодательство, направленных на обеспечение работы по своевременному поступлению налоговых платежей в федеральный бюджет.

Рассмотрев проект Федерального закона О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон О Центральном банке Российской Федерации (Банке России), внесенный в Государственную Думу Советом Федерации, Счетная палата, с учетом ранее представленных материалов, направляет предложения по внесению изменений и дополнений как в представленный проект, так и в действующую редакцию Федерального закона О Центральном банке Российской Федерации (Банке России).

 

Председатель Счетной палаты

Российской Федерации

Х.М.КАРМОКОВ

 

 

 

 

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВНЕСЕНИЮ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

В ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЦЕНТРАЛЬНОМ

БАНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНКЕ РОССИИ)

 

1. Учитывая, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт 2 статьи 75) Центральный Банк Российской Федерации отнесен к органам государственной власти, а также принимая во внимание статью 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющую учреждение как организацию, созданную собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемую им полностью или частично, целесообразно исключить пункт 1 статьи 1 из проекта Закона, сохранив действующую редакцию статьи 2 Федерального закона О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России), заменив слова в третьем предложении первого абзаца без согласия Банка России на без согласия собственника.

2. Исключить тринадцатый абзац пункта 2 статьи 1, в котором указано, что Банк России не регистрируется в налоговых органах, так как государственная регистрация юридических лиц осуществляется органами, определенными статьей 51 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой налоговые органы к таковым не относятся.

3. В четвертом абзаце пункта 3 статьи 1 представленного проекта Федерального закона слово утверждает заменить на представляет на утверждение Государственной Думы, далее по тексту.

4. Часть вторую пункта 6 статьи 1 законопроекта изложить в редакции: Налогообложение Банка России и его учреждений, а также постановка их на учет в налоговых органах осуществляется в соответствии с законодательными актами Российской Федерации о налогах..

5. Дополнить второй абзац пункта 12 статьи 1 после слов о федеральном бюджете словами следующего содержания: ..., а также предоставлять кредиты на срок до одного года кредитным организациям в случае отсутствия средств на корреспондентских счетах указанных организаций, необходимых для выполнения поручений клиентов по перечислению платежей в бюджет, в пределах сумм обязательных резервов, депонированных в Банке России.. Введение этой нормы вызвано тем, что в большинстве проверенных регионов Счетной палатой установлены существенные потери бюджетных средств по вине коммерческих банков, допускающих задержки исполнения поручений налогоплательщиков из-за отсутствия денежных средств на корреспондентских счетах банков даже при их наличии на счетах клиентов.

6. Пункт 13 статьи 1 изложить в следующей редакции:

Статью 55 дополнить частью пятой, шестой и седьмой следующего содержания:

Банк России осуществляет постоянный контроль за кассовым исполнением федерального бюджета, расходованием бюджетных средств кредитными организациями, а также обслуживанием ими счетов по учету доходов федерального бюджета. Запрещает учреждениям Банка России зачислять на корреспондентские счета коммерческих банков налоговые и другие обязательные платежи после закрытия в этих банках счетов по учету доходов федерального бюджета.

Банк России устанавливает для коммерческих банков регулярность проверок соблюдения хозяйствующими субъектами правил работы с денежной наличностью и требования порядка ведения кассовых операций не реже 2 раз в год.

В случаях нарушения кредитными организациями установленного регламента проведения проверок, а также непредставления в налоговые органы материалов по фактам выявленных нарушений Банк России вводит запрет на осуществление кредитной организацией операций с денежной наличностью на срок до шести месяцев и при повторении подобных нарушений - до одного года..

Необходимость внесения указанных дополнений вызвана тем, что в нормативных документах Банка России до настоящего времени не была определена периодичность проведения проверок правил работы хозяйствующих субъектов с денежной наличностью и не установлены меры ответственности коммерческих банков за соблюдение установленного регламента по организации этой работы.

Кроме указанных дополнений Счетная палата считает необходимым внести ряд предложений в статью 1 представленного проекта Закона, дополнив его следующими пунктами:

15. Во второй абзац статьи 2 действующего Закона О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) (далее все дополнения вносятся в действующую редакцию Закона) внести дополнение в следующей редакции:

Смета расходов на содержание Банка России на очередной год утверждается Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации..

16. Статью 38 дополнить абзацами следующего содержания:

При отсутствии на корреспондентском счете коммерческого банка денежных средств и числящихся остатках средств по расчетных счетах клиентов в случаях неисполнения клиентских поручений по перечислению платежей в бюджет и во внебюджетные фонды Банк России и его территориальные управления по предписанию Государственной налоговой службы Российской Федерации и налоговых органов на местах обязаны в трехдневный срок осуществить целевой перевод средств со счета обязательных резервов, по счетам в валюте Российской Федерации, депонированных в Банке России, на корреспондентский счет коммерческого банка.

При целевом переводе денежных средств за счет уменьшения сумм обязательных резервов, в случае невосстановления этого резерва в течение трех месяцев, Банк России вправе отозвать у коммерческого банка лицензию на совершение банковских операций..

17. Исключить в статье 71 слова до налогообложения.. В действующем Законе О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) статьей 71 установлено, что Банк России определяет порядок формирования и размер образуемых до налогообложения резервов (фондов) кредитных организаций на возможные потери по ссудам, для покрытия валютных, процентных и иных финансовых рисков, страховых вкладов граждан в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 О налоге на прибыль предприятий и организаций из всех перечисленных резервов (фондов) при исчислении налогооблагаемой базы банков валовая прибыль уменьшается (до налогообложения) на сумму отчислений на формирование резервов под обесценение ценных бумаг и на возможные потери по ссудам.

Таким образом, в Законе О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) (статья 71) дается более расширенный перечень резервов, относимых на затраты, чем предусмотрено налоговым законодательством.

18. В первом абзаце статьи 75 слова шести месяцев заменить на слова одного года;

19. Во втором абзаце статьи 75 после слова интересам добавить слова бюджету и, далее по тексту.

20. В первом абзаце статьи 76 после слова интересам добавить слова государству (бюджету) и, далее по тексту..

Внесение поправок, указанных в пунктах 17, 19, 20, усилит ответственность коммерческих банков не только за нанесение ущерба кредиторам (вкладчикам), но и интересам государства (бюджету).

Предложенные Советом Федерации поправки к Федеральному закону О Центральном банке Российской Федерации (Банке России), по мнению Счетной палаты Российской Федерации, очень актуальны, и их принятие с учетом подготовленных Счетной палатой Российской Федерации дополнений и изменений позволит усилить контроль за деятельностью Банка России со стороны Федерального Собрания Российской Федерации, обеспечит еще большую прозрачность в реализации Основных направлений кредитно-денежной политики Российской Федерации, а также значительно повысит эффективность работы Банка России с коммерческими банками по соблюдению платежной и кассовой дисциплины, требований, предъявляемых к работе с денежной наличностью, а также своевременность поступления платежей в бюджет и внебюджетные фонды.