ПРЕЗИДЕНТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 июня 1998 г.
N Пр-871
В соответствии с
частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю представленный
Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования Федеральный
закон О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской
Федерации (далее именуется - Федеральный закон), принятый Государственной
Думой 20 мая 1998 г. и одобренный Советом Федерации 10 июня 1998 г., по
следующим основаниям.
В преамбуле и ряде
статей Федерального закона говорится о судебной экспертизе в судопроизводстве.
Поэтому нельзя признать обоснованным наделение правом назначения судебной
экспертизы наряду с судами (судьями) также лиц, производящих дознание,
следователей и прокуроров (статья 2 Федерального закона).
Название и
содержание Федерального закона ограничивают экспертную деятельность только
государственными судебно-экспертными учреждениями. Однако в абзаце втором части
первой статьи 9 Федерального закона говорится также о судебно-медицинских и
судебно-психиатрических учреждениях органов управления здравоохранением
муниципальных образований. К тому же в соответствии со статьей 10 Федерального
закона государственным судебным экспертом является работник государственного
судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке
исполнения своих должностных обязанностей. Исключение из круга экспертов лиц,
не состоящих в штате государственных судебно-экспертных учреждений, ставит под
сомнение необходимость принятия рассматриваемого Федерального закона.
В связи с изложенным представляется
целесообразным более четко определить круг учреждений и лиц, на деятельность
которых распространяются положения Федерального закона.
Вызывает сомнение
необходимость перечисления объектов судебно-экспертного исследования, тем более
что перечень, приведенный в статье 8 Федерального закона, не является
исчерпывающим. Например, в качестве объекта экспертных исследований не указаны
микрочастицы. Не ясно также, почему живые лица не содержатся в
перечне объектов исследования, а обозначены в отдельной части статьи 8
Федерального закона.
В Федеральном
законе определены два вида государственных судебно-экспертных учреждений:
собственно учреждения судебной экспертизы Минюста России, Минздрава России и
Минобороны России (абзац второй части первой статьи 9) и специальные учреждения
и подразделения других федеральных органов исполнительной власти,
осуществляющие функции судебно-экспертного учреждения (абзац третий части
первой статьи 9). При этом не понятно, существует ли какая-нибудь разница между
указанными учреждениями. Если существует, то это должно быть четко определено.
Частью третьей
статьи 9 Федерального закона обоснованно запрещено проведение
судебно-психиатрической экспертизы в медицинских учреждениях и их
подразделениях, не относящихся к ведению Минздрава России. В целях обеспечения
прав личности представляется необходимым распространить этот запрет на любые
судебно-медицинские экспертизы, производящиеся в указанных учреждениях.
В части шестой
статьи 9 Федерального закона говорится о том, что в случае невозможности
производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном
учреждении, обслуживающем соответствующую территорию, судебная экспертиза может
быть произведена государственными судебно-экспертными учреждениями,
обслуживающими другие территории. Не ясно, какие случаи здесь имеются в виду и кто конкретно будет определять, в какие
экспертные учреждения, обслуживающие другие (какие, где расположенные?)
территории, следует при этом обращаться.
В пункте
а части первой статьи 15 Федерального закона предусмотрено право
эксперта отказаться от производства экспертизы в том случае, если допущено
нарушение процессуального порядка назначения экспертизы, в результате которого существенно затруднено или невозможно ее проведение. Такая
формулировка является неточной, поскольку любое нарушение процессуального
порядка назначения экспертизы может явиться основанием для отказа в ее
проведении.
Основания для
отказа эксперта от проведения экспертизы, перечисленные в пунктах г
и д части первой статьи 15 Федерального закона, носят ненормативный
характер и потому не могут быть установлены законом.
В соответствии с
положением части третьей статьи 29 Федерального закона для производства
судебно-психиатрической экспертизы лицо помещается в психиатрический стационар
или судебно-психиатрический экспертный стационар только на основании
определения суда или постановления судьи. Правильнее было бы сказать, что
судебное решение должно являться основанием для помещения лица в указанное
учреждение в целях осуществления любого экспертного исследования.
Закон не должен содержать запрета допрашивать эксперта по поводу получения
им от лица, подвергнувшегося экспертизе, сведений, не относящихся к предмету
экспертизы (часть третья статьи 31 Федерального закона). Решение данного
вопроса относится к компетенции суда.
Президент
Российской
Федерации
Б.ЕЛЬЦИН