ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 июня 1998 г.
N 3141п-П11
О ПРОЕКТЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ
ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩИН
КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ
СЕВЕРА, СИБИРИ И
ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
В Правительстве
Российской Федерации рассмотрен проект Федерального закона Об общих
принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и
Дальнего Востока Российской Федерации, касающийся актуальной проблемы
законодательного регулирования коллективных форм их сосуществования и
хозяйствования.
Учитывая, что ныне
действующими нормативными и иными актами Российской Федерации для этих народов
предусмотрено уже бесплатное пользование объектами животного и растительного
мира, водными биологическими ресурсами, оленьими пастбищами, охотничьими,
рыболовными и другими угодьями, для реализации указанного законопроекта
дополнительных финансовых средств не потребуется. Создание общин и оказание им
государственной помощи можно осуществлять в пределах ассигнований,
предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13
сентября 1996 г. N 1099 О федеральной целевой программе
Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера
до 2000 года. В связи с этим статью 8 из законопроекта целесообразно
исключить.
Необходимо
отметить, что проект Закона дублирует нормы Гражданского кодекса Российской
Федерации, Федеральных законов Об общественных объединениях и
Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации.
Статья 1, где речь
идет о статусе общин коренных малочисленных народов Севера, во многом совпадает
со статусом общественного объединения, зафиксированного в статье 5 Федерального
закона Об общественных объединениях. Многие положения этой статьи
уже нашли отражение в действующем законодательстве, в частности, в федеральных
законах об общественных объединениях, о некоммерческих организациях, о
сельскохозяйственных кооперативах и др. В связи с этим считали бы
целесообразным более четко определить в законопроекте специфику такого
объединения, как община.
Статьи 5, 8, 20,
21, 23 законопроекта, где устанавливаются правила создания и деятельности общин
как субъектов гражданских взаимоотношений, противоречат главе 4, параграфу 2
Гражданского кодекса, в котором определен перечень хозяйствующих субъектов, и
такой вид субъекта, как община коренных малочисленных народов, им не
предусмотрен.
Статьи 1, 5, 13,
14, 16, 20, 21, 23 и 29 требуют дополнительной доработки и взаимоувязки с
проектами Законов О землях традиционного природопользования коренных
малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской
Федерации и О коренных малочисленных народах Российской
Федерации. Поэтому положения рассматриваемого законопроекта должны
обязательно соотноситься с положениями проектов этих Законов, являющихся
базовыми в системе законодательства по проблемам малочисленных народов Севера.
В соответствии с
пунктом 1 м ст. 72 Конституции Российской Федерации защита
традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера отнесена к
совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В
настоящее время отдельными субъектами Российской Федерации уже приняты законы,
регулирующие общинные формы самоорганизации этих народов (Республика Саха
(Якутия), Хабаровский край, Ханты - Мансийский и Ямало -
Ненецкий автономные округа и др.) Следовательно, принятие федерального
закона, который регулировал бы общие принципы организации и деятельности общин
малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, необходимо с точки
зрения защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни
малочисленных этнических общностей.
Правительством
Российской Федерации предлагаемый законопроект может быть поддержан, если он
будет рассмотрен после принятия вышеназванных базовых законопроектов по
проблемам малочисленных народов Севера, взаимоувязан с действующим
законодательством и доработан с учетом прилагаемых замечаний и предложений.
Заместитель
Председателя
Правительства
Российской
Федерации
В.ХРИСТЕНКО
ЗАМЕЧАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА ОБ
ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩИН КОРЕННЫХ
МАЛОЧИСЛЕННЫХ
НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО
ВОСТОКА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
1. В статье 1 абз.
9 изложить в следующей редакции: Территории традиционного
природопользования коренных малочисленных народов Севера - это земли,
обладающие возобновляемыми природными биологическими ресурсами и пригодные для
проживания и ведения на них традиционных отраслей хозяйствования (оленеводство,
охотничий, морской зверобойный, рыболовный промыслы, сбор дикоросов и
лекарственных растений).
2. В статье 5 п. 3
после слов на основе добавить слово геоботанических и
далее по тексту.
3. В статье 14 п. 2
целесообразно исключить, так как он противоречит статье 18, п. 2.
4. В статье 16 п. 1 слово принимать заменить на слово
соблюдать, в п. 2 после слов в нарушении вставить слово
земельного и далее по тексту
5. В статье 20 п. 4
изложить в следующей редакции: По решению органов местного самоуправления
общинам предоставляются в безвозмездное владение, в бессрочное пользование, а
также в аренду земли (территории) традиционного природопользования. Размеры
земель (территорий) традиционного природопользования определяются органами
местного самоуправления, исходя из видов хозяйственной деятельности общины и
обеспеченности этих земель запасом возобновляемых биологических ресурсов для
покрытия потребностей общины в определенном виде деятельности.
6. Статью 21
изложить в следующей редакции:
Община,
осуществляя право безвозмездного владения, бессрочного пользования или аренды
землями (территориями) традиционного природопользования и использования
возобновляемых биологических ресурсов, самостоятельно определяет направления
традиционного хозяйствования, исходя из необходимости их сохранения и развития,
в целях жизнеобеспечения и улучшения социально - экономических условий коренных
малочисленных народов Севера.
7. В статье 23
добавить п. 7 в следующей редакции:
На проведение
целенаправленных изыскательных работ (геоботанических, охототаксационных,
землеустроительных) для определения и уточнения запасов возобновляемых
биологических ресурсов на землях традиционного природопользования.
8. В статье 29
после п. 3 необходимо включить пункт следующего содержания:
При
ликвидации общины ее землевладение, землепользование или арендованные земли
подлежат перераспределению между членами общины или в соответствии с земельным
законодательством передаются в фонд перераспределения земель органам местного
самоуправления, а арендованные земли - арендодателю.
Заместитель
Руководителя
Аппарата
Правительства
Российской
Федерации
А.ТОРШИН