Письмо Правительства РФ от 25.06.1998 N 3141п-П11

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 25 июня 1998 г. N 3141п-П11

 

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ

ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩИН КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ

СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект Федерального закона Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, касающийся актуальной проблемы законодательного регулирования коллективных форм их сосуществования и хозяйствования.

Учитывая, что ныне действующими нормативными и иными актами Российской Федерации для этих народов предусмотрено уже бесплатное пользование объектами животного и растительного мира, водными биологическими ресурсами, оленьими пастбищами, охотничьими, рыболовными и другими угодьями, для реализации указанного законопроекта дополнительных финансовых средств не потребуется. Создание общин и оказание им государственной помощи можно осуществлять в пределах ассигнований, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. N 1099 О федеральной целевой программе Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 года. В связи с этим статью 8 из законопроекта целесообразно исключить.

Необходимо отметить, что проект Закона дублирует нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральных законов Об общественных объединениях и Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.

Статья 1, где речь идет о статусе общин коренных малочисленных народов Севера, во многом совпадает со статусом общественного объединения, зафиксированного в статье 5 Федерального закона Об общественных объединениях. Многие положения этой статьи уже нашли отражение в действующем законодательстве, в частности, в федеральных законах об общественных объединениях, о некоммерческих организациях, о сельскохозяйственных кооперативах и др. В связи с этим считали бы целесообразным более четко определить в законопроекте специфику такого объединения, как община.

Статьи 5, 8, 20, 21, 23 законопроекта, где устанавливаются правила создания и деятельности общин как субъектов гражданских взаимоотношений, противоречат главе 4, параграфу 2 Гражданского кодекса, в котором определен перечень хозяйствующих субъектов, и такой вид субъекта, как община коренных малочисленных народов, им не предусмотрен.

Статьи 1, 5, 13, 14, 16, 20, 21, 23 и 29 требуют дополнительной доработки и взаимоувязки с проектами Законов О землях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и О коренных малочисленных народах Российской Федерации. Поэтому положения рассматриваемого законопроекта должны обязательно соотноситься с положениями проектов этих Законов, являющихся базовыми в системе законодательства по проблемам малочисленных народов Севера.

В соответствии с пунктом 1 м ст. 72 Конституции Российской Федерации защита традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера отнесена к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В настоящее время отдельными субъектами Российской Федерации уже приняты законы, регулирующие общинные формы самоорганизации этих народов (Республика Саха (Якутия), Хабаровский край, Ханты - Мансийский и Ямало - Ненецкий автономные округа и др.) Следовательно, принятие федерального закона, который регулировал бы общие принципы организации и деятельности общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, необходимо с точки зрения защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.

Правительством Российской Федерации предлагаемый законопроект может быть поддержан, если он будет рассмотрен после принятия вышеназванных базовых законопроектов по проблемам малочисленных народов Севера, взаимоувязан с действующим законодательством и доработан с учетом прилагаемых замечаний и предложений.

 

Заместитель

Председателя Правительства

Российской Федерации

В.ХРИСТЕНКО

 

 

 

 

 

 

ЗАМЕЧАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО

ЗАКОНА ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩИН КОРЕННЫХ

МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО

ВОСТОКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1. В статье 1 абз. 9 изложить в следующей редакции: Территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера - это земли, обладающие возобновляемыми природными биологическими ресурсами и пригодные для проживания и ведения на них традиционных отраслей хозяйствования (оленеводство, охотничий, морской зверобойный, рыболовный промыслы, сбор дикоросов и лекарственных растений).

2. В статье 5 п. 3 после слов на основе добавить слово геоботанических и далее по тексту.

3. В статье 14 п. 2 целесообразно исключить, так как он противоречит статье 18, п. 2.

4. В статье 16 п. 1 слово принимать заменить на слово соблюдать, в п. 2 после слов в нарушении вставить слово земельного и далее по тексту

5. В статье 20 п. 4 изложить в следующей редакции: По решению органов местного самоуправления общинам предоставляются в безвозмездное владение, в бессрочное пользование, а также в аренду земли (территории) традиционного природопользования. Размеры земель (территорий) традиционного природопользования определяются органами местного самоуправления, исходя из видов хозяйственной деятельности общины и обеспеченности этих земель запасом возобновляемых биологических ресурсов для покрытия потребностей общины в определенном виде деятельности.

6. Статью 21 изложить в следующей редакции:

Община, осуществляя право безвозмездного владения, бессрочного пользования или аренды землями (территориями) традиционного природопользования и использования возобновляемых биологических ресурсов, самостоятельно определяет направления традиционного хозяйствования, исходя из необходимости их сохранения и развития, в целях жизнеобеспечения и улучшения социально - экономических условий коренных малочисленных народов Севера.

7. В статье 23 добавить п. 7 в следующей редакции:

На проведение целенаправленных изыскательных работ (геоботанических, охототаксационных, землеустроительных) для определения и уточнения запасов возобновляемых биологических ресурсов на землях традиционного природопользования.

8. В статье 29 после п. 3 необходимо включить пункт следующего содержания:

При ликвидации общины ее землевладение, землепользование или арендованные земли подлежат перераспределению между членами общины или в соответствии с земельным законодательством передаются в фонд перераспределения земель органам местного самоуправления, а арендованные земли - арендодателю.

 

Заместитель Руководителя

Аппарата Правительства

Российской Федерации

А.ТОРШИН