Письмо Правительства РФ от 15.03.1996 N 0790п-П4

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 15 марта 1996 г. N 0790п-П4

 

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОБ ОСНОВНЫХ

ДОКУМЕНТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УДОСТОВЕРЯЮЩИХ

ЛИЧНОСТЬ ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Направляются предложения и замечания Правительства Российской Федерации на проект федерального закона Об основных документах Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации.

Заключение на законопроект в соответствии с пунктом 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации не может быть представлено в связи с отсутствием технико - экономических расчетов.

 

Заместитель

Председателя Правительства

Российской Федерации

Ю.ЯРОВ

 

 

 

 

 

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ЗАМЕЧАНИЯ

К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОБ ОСНОВНЫХ

ДОКУМЕНТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УДОСТОВЕРЯЮЩИХ

ЛИЧНОСТЬ ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

По проекту федерального закона Об основных документах Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, подготовленного рабочей группой по разработке документов, удостоверяющих личность, имеются следующие предложения и замечания.

1. В соответствии со статьей 2, а также главой 2 законопроекта свидетельство о рождении является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации с момента регистрации факта его рождения до получения им удостоверения или паспорта гражданина Российской Федерации.

Полагаем, что свидетельство о рождении не может быть отнесено к основным документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации, так как является документом, подтверждающим юридический факт рождения человека и по своему назначению не имеет срока действия. Свидетельство о рождении, не имеющее ни фотографии, ни подписи владельца, ни других идентифицирующих признаков, не позволяет устанавливать личность по данному документу.

Следует отметить, что свидетельство о рождении может быть использовано в качестве документа для установления родственных отношений, а также в иных случаях, связанных с оформлением права на пенсию в связи с потерей кормильца, получением свидетельства о праве на наследство и т.п.

С учетом изложенного представляется целесообразным исключить свидетельство о рождении из числа основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации.

2. В соответствии с частью 1 статьи 3 законопроекта основные документы, удостоверяющие личность гражданина (свидетельство о рождении, удостоверение личности и паспорт), оформляются на русском языке.

Между тем данное положение не согласуется с содержанием частей 2 и 3 указанной статьи, согласно которым свидетельство о рождении и удостоверение личности гражданина, выдаваемые на территории республики - субъекта Российской Федерации, оформляются на русском и на одном из государственных языков республики, а в паспорте метрические данные указываются на русском и английском языках.

3. Статья 14 законопроекта, устанавливающая круг лиц, обращающихся с заявлением о выдаче свидетельства о рождении, требует уточнения. В данной норме следует указать, на основании какого документа доверенные лица, не состоящие в родстве с ребенком, обязаны обратиться в органы записи актов гражданского состояния с заявлением о выдаче свидетельства о его рождении.

4. В части 1 статьи 17 законопроекта, определяющей реквизиты удостоверения гражданина, необходимо предусмотреть графу для указания национальной принадлежности гражданина, отметив при этом, что графа заполняется в случае волеизъявления гражданина об указании своей национальной принадлежности.

Отсутствие в основном документе, удостоверяющем личность, места, отведенного для сведений о национальности, нарушает конституционное право гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность, предусмотренное статьей 26 Конституции Российской Федерации.

Считаем также целесообразным предусмотреть в свидетельстве о рождении соответствующие позиции для указания национальной принадлежности родителей, отметив при этом их право приводить эти сведения или не приводить, что будет также соответствовать статье 26 Конституции Российской Федерации.

Кроме того, согласно статье 17 законопроекта одним из реквизитов удостоверения гражданина Российской Федерации является адрес его места жительства. Однако в законопроекте не установлено, как следует поступать в случае изменения адреса места жительства гражданина (должна ли вноситься в удостоверение новая запись о месте жительства либо производиться замена удостоверения).

5. В законопроекте (статьи 17 и 27) необоснованно допускается альтернативное использование фотографии, личной подписи и их факсимиле. Представляется, что факсимиле может заменить личную подпись лишь в исключительных случаях (незнание письменности, отсутствие конечностей и др.), которые должны быть оговорены в законе.

6. Имеются противоречия в статьях 20 и 21 законопроекта. В соответствии со статьей 20 с заявлением о выдаче удостоверения обязан обратиться только сам гражданин, а статья 21 допускает также обращение родителей и других законных представителей.

В проекте также не определены последствия невыполнения гражданином возложенной на него статьей 20 обязанности, связанной с получением удостоверения, и полномочия соответствующих органов в связи с этим нарушением требований закона.

7. В статье 27 законопроекта установлены типы паспортов: Р, D, S. В связи с этим полагаем необходимым в проекте определить, в чем состоит различие между паспортами указанных типов. Кроме того, следует установить, к какому типу документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, следует отнести паспорт моряка.

8. В части 1 статьи 30 среди лиц, которые вправе лично обращаться с заявлением о выдаче паспорта, следует указать граждан, которые обретают полную дееспособность до достижения 18-летнего возраста в соответствии со статьями 21 и 27 Гражданского кодекса Российской Федерации.

9. Необходимо уточнить редакцию части 1 статьи 39, так как из ее текста следует, что после 31 декабря 2000 года выдача основных документов нового образца производиться не будет.

10. Представляется целесообразным дополнить законопроект статьей, предусматривающей утверждение образцов основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации и их описания.

При этом следует учитывать то обстоятельство, что согласно статье 70 Конституции Российской Федерации государственный герб России, его описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом, который до настоящего времени не принят.

В связи с этим может сложиться ситуация, при которой новая государственная символика будет утверждена уже после начала замены паспортов на новые виды документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, что повлечет дополнительно значительные затраты на изготовление новых документов.

11. Определить расходы, связанные с реализацией данного законопроекта, не представляется возможным, поскольку в нем отсутствуют сведения о форме и образцах бланков удостоверения гражданина Российской Федерации, паспорта гражданина Российской Федерации, технологии их изготовления. Вместе с тем, по мнению МВД России, первоначальные расходы федерального бюджета, связанные с введением новых документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, составят в первом году вступления Закона в действие 38 млрд. рублей и 14 млн. долларов США. При этом следует учитывать, что создание единой автоматизированной системы учета населения, предусмотренной статьей 37 законопроекта, также потребует осуществления соответствующих проектных решений и дополнительного финансирования.

Предложения и замечания составлены на основе материалов, поступивших от МВД России, Минюста России, Минфина России, МИДа России, ФПС России, ФМС России, ФСБ России, СВР России, Минобороны России, а также Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Государственной Герольдии при Президенте Российской Федерации, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

 

Первый заместитель Руководителя

Аппарата Правительства

Российской Федерации

А.СЕБЕНЦОВ