Письмо Президента РФ от 23.07.1998 N Пр-1031

 

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 23 июля 1998 г. N Пр-1031

 

В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю представленный Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования Федеральный закон О кредитных потребительских кооперативах граждан (кредитных потребительских союзах), принятый Государственной Думой 3 июля 1998 г. и одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 г.

Отдельные положения Федерального закона не имеют достаточно продуманной концепции правового регулирования деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан.

Так, в наименовании Федерального закона и нормах его отдельных статей, регулирующих правовое положение кредитных потребительских кооперативов граждан, произошло смешение понятий кредитный потребительский кооператив граждан и кредитный потребительский союз. Согласно статьям 116 и 121 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитным потребительским кооперативом граждан признается юридическое лицо, а кредитным потребительским союзом - объединение юридических лиц. Кроме того, в Федеральном законе имеется противоречие статье 2 Закона Российской Федерации О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации, которая предусматривает возможность создания кредитных потребительских кооперативов граждан, а не кредитных потребительских союзов. Поэтому предлагается внести изменения в соответствующие статьи и наименование Федерального закона, переименовав его в Федеральный закон О кредитных потребительских кооперативах граждан.

Учитывая, что кредитный потребительский кооператив граждан согласно Федеральному закону выполняет функции небанковской кредитной организации, он вправе в соответствии с Федеральным законом О банках и банковской деятельности на основании лицензии, выдаваемой Центральным банком Российской Федерации в установленном порядке, осуществлять отдельные операции. На основании изложенного необходимо включить в Федеральный закон нормы, регулирующие порядок выдачи кредитным потребительским кооперативам граждан указанных лицензий, исключив из статьи 24 положения, предусматривающие лицензирование деятельности этих кооперативов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 8 Федерального закона, в которой определяется правовое положение ассоциаций кредитных потребительских кооперативов граждан, они наделяются правами и обязанностями государственных органов исполнительной власти, что не соответствует статье 10 Конституции Российской Федерации, предусматривающей разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Кроме того, нормы статьи 8 ограничивают гражданские права ассоциаций с меньшим числом учредителей, нарушают принцип добровольности при создании подобных объединений юридических лиц, закрепляют необоснованное преимущество перед другими ассоциациями кредитных потребительских кооперативов граждан, что противоречит общим началам и смыслу гражданского законодательства (статьи 1, 2 и 121 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При определении в статье 11 Федерального закона содержания устава кредитного потребительского кооператива граждан не учтены в полной мере требования статьи 10 Федерального закона О банках и банковской деятельности.

При определении в статье 16 Федерального закона порядка участия кредитного потребительского кооператива граждан в образовании уставного (складочного) капитала ассоциаций таких кооперативов не соблюдены нормы статьи 121 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающие, что некоммерческие организации, к которым относятся кредитные потребительские кооперативы граждан, могут объединяться в ассоциации (союзы), являющиеся также некоммерческими организациями, и, следовательно, согласно нормам гражданского права не могут формировать уставный (складочный) капитал.

Включение в статью 19 Федерального закона нормы, предусматривающей право кредитного потребительского кооператива граждан определять порядок досудебного рассмотрения споров между кооперативом и его членами (физическими лицами), может привести к ограничению права граждан на судебную защиту, предусмотренного статьей 46 Конституции Российской Федерации.

Нельзя согласиться с возложением на Правительство Российской Федерации функций по управлению деятельностью кредитных потребительских кооперативов граждан (статья 24 Федерального закона), так как это противоречит Федеральному конституционному закону О Правительстве Российской Федерации и Гражданскому кодексу Российской Федерации.

В Федеральном законе имеются также другие противоречия законодательным актам Российской Федерации, допускается тавтология норм законодательных актов, а также содержится ряд декларативных норм.

С учетом изложенного направляю проект Федерального закона О кредитных потребительских кооперативах граждан в редакции, учитывающей указанные замечания и предложения, для принятия его в установленном порядке.

 

Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН