ПРЕЗИДЕНТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 июля 1998 г.
N Пр-1031
В соответствии с
частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю представленный
Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования Федеральный
закон О кредитных потребительских кооперативах граждан (кредитных
потребительских союзах), принятый Государственной Думой 3 июля 1998 г. и
одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 г.
Отдельные положения
Федерального закона не имеют достаточно продуманной концепции правового
регулирования деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан.
Так, в наименовании
Федерального закона и нормах его отдельных статей, регулирующих правовое
положение кредитных потребительских кооперативов граждан, произошло смешение
понятий кредитный потребительский кооператив граждан и
кредитный потребительский союз. Согласно статьям 116 и 121
Гражданского кодекса Российской Федерации кредитным потребительским
кооперативом граждан признается юридическое лицо, а кредитным потребительским
союзом - объединение юридических лиц. Кроме того, в Федеральном законе имеется
противоречие статье 2 Закона Российской Федерации О потребительской
кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации,
которая предусматривает возможность создания кредитных потребительских
кооперативов граждан, а не кредитных потребительских союзов. Поэтому
предлагается внести изменения в соответствующие статьи и наименование
Федерального закона, переименовав его в Федеральный закон О кредитных
потребительских кооперативах граждан.
Учитывая, что
кредитный потребительский кооператив граждан согласно Федеральному закону
выполняет функции небанковской кредитной организации, он вправе в соответствии
с Федеральным законом О банках и банковской деятельности на
основании лицензии, выдаваемой Центральным банком Российской Федерации в
установленном порядке, осуществлять отдельные операции. На основании
изложенного необходимо включить в Федеральный закон нормы, регулирующие порядок
выдачи кредитным потребительским кооперативам граждан
указанных лицензий, исключив из статьи 24 положения, предусматривающие
лицензирование деятельности этих кооперативов органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации.
Статьей 8
Федерального закона, в которой определяется правовое положение ассоциаций кредитных
потребительских кооперативов граждан, они наделяются правами и обязанностями
государственных органов исполнительной власти, что не соответствует статье 10
Конституции Российской Федерации, предусматривающей разделение государственной
власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Кроме того, нормы статьи 8 ограничивают гражданские права ассоциаций с меньшим
числом учредителей, нарушают принцип добровольности при создании подобных
объединений юридических лиц, закрепляют необоснованное преимущество перед
другими ассоциациями кредитных потребительских кооперативов граждан, что
противоречит общим началам и смыслу гражданского законодательства (статьи 1, 2
и 121 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При определении в
статье 11 Федерального закона содержания устава кредитного потребительского
кооператива граждан не учтены в полной мере требования статьи 10 Федерального
закона О банках и банковской деятельности.
При
определении в статье 16 Федерального закона порядка участия кредитного потребительского
кооператива граждан в образовании уставного (складочного) капитала ассоциаций
таких кооперативов не соблюдены нормы статьи 121 Гражданского кодекса
Российской Федерации, предусматривающие, что некоммерческие организации, к
которым относятся кредитные потребительские кооперативы граждан, могут
объединяться в ассоциации (союзы), являющиеся также некоммерческими
организациями, и, следовательно, согласно нормам гражданского права не могут
формировать уставный (складочный)
капитал.
Включение в статью
19 Федерального закона нормы, предусматривающей право кредитного
потребительского кооператива граждан определять порядок досудебного
рассмотрения споров между кооперативом и его членами (физическими лицами),
может привести к ограничению права граждан на судебную защиту, предусмотренного
статьей 46 Конституции Российской Федерации.
Нельзя согласиться
с возложением на Правительство Российской Федерации функций по управлению
деятельностью кредитных потребительских кооперативов граждан (статья 24
Федерального закона), так как это противоречит Федеральному конституционному
закону О Правительстве Российской Федерации и Гражданскому кодексу
Российской Федерации.
В Федеральном
законе имеются также другие противоречия законодательным актам Российской
Федерации, допускается тавтология норм законодательных актов, а также
содержится ряд декларативных норм.
С учетом
изложенного направляю проект Федерального закона О кредитных
потребительских кооперативах граждан в редакции, учитывающей указанные
замечания и предложения, для принятия его в установленном порядке.
Президент
Российской
Федерации
Б.ЕЛЬЦИН