Письмо Президента РФ от 24.07.1998 N Пр-1045

 

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 24 июля 1998 г. N Пр-1045

 

В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю принятый Государственной Думой 10 июня 1998 г. и одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 г. Федеральный закон О защите экономических интересов Российской Федерации при распоряжении акциями акционерных обществ, производящих продукцию (товары, работы, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения безопасности государства (далее именуется - Федеральный закон).

Отдельные положения Федерального закона не соответствуют Конституции Российской Федерации и законодательным актам Российской Федерации.

Так, в статье 3 Федерального закона предусмотрено, что распоряжение находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ, производящих имеющую стратегическое значение для обеспечения безопасности государства продукцию (товары, работы, услуги) и включенных в утверждаемый Федеральным законом перечень (статья 2), осуществляется Правительством Российской Федерации в порядке, установленном специальным федеральным законом.

Установление в Федеральном законе особого порядка распоряжения находящимися в федеральной собственности акциями отдельных акционерных обществ является неправомерным, поскольку порядок и способы приватизации государственного имущества предусмотрены главой II Федерального закона О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации. Кроме того, перечень акционерных обществ, созданных в процессе приватизации и производящих продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения безопасности государства, должен содержаться в соответствии со статьей 4 названного Федерального закона в государственной программе приватизации государственного имущества в Российской Федерации, а не в специальном законе, как это предусмотрено в статье 4 рассматриваемого Федерального закона.

Поскольку программа приватизации государственного имущества в Российской Федерации не утверждена федеральным законом, в настоящее время в этой сфере действуют нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, в том числе акты, регулирующие порядок осуществления Правительством Российской Федерации функций по управлению и распоряжению федеральной собственностью.

Принятие Федерального закона, в соответствии с которым порядок распоряжения Правительством Российской Федерации акциями, находящимися в федеральной собственности (при отсутствии в нем переходных положений), отнесен к сфере регулирования другого, несуществующего федерального закона, фактически лишает Правительство Российской Федерации возможности осуществлять функции по управлению имуществом, находящимся в федеральной собственности, что нарушает статью 114 Конституции Российской Федерации и статью 14 Федерального конституционного закона О Правительстве Российской Федерации.

Кроме того, Федеральным законом О федеральном бюджете на 1998 год предусмотрено поступление средств от приватизации в объеме 8,1 млрд. рублей, расчет которого производился исходя из возможности осуществить в 1998 году приватизацию находящихся в федеральной собственности акций отдельных акционерных обществ. Установление в Федеральном законе ограничении на их приватизацию приведет к значительному уменьшению поступления в федеральный бюджет средств от приватизации, что является недопустимым.

 

Б.ЕЛЬЦИН