ПРЕЗИДЕНТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 июля 1998 г.
N Пр-1045
В
соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю
принятый Государственной Думой 10 июня 1998 г. и одобренный Советом Федерации 9
июля 1998 г. Федеральный закон О защите экономических интересов
Российской Федерации при распоряжении акциями акционерных обществ, производящих
продукцию (товары, работы, услуги), имеющую стратегическое значение для
обеспечения безопасности государства (далее именуется - Федеральный
закон).
Отдельные положения
Федерального закона не соответствуют Конституции Российской Федерации и
законодательным актам Российской Федерации.
Так, в статье 3
Федерального закона предусмотрено, что распоряжение находящимися в федеральной
собственности акциями акционерных обществ, производящих имеющую стратегическое
значение для обеспечения безопасности государства продукцию (товары, работы,
услуги) и включенных в утверждаемый Федеральным законом перечень (статья 2),
осуществляется Правительством Российской Федерации в порядке, установленном
специальным федеральным законом.
Установление в
Федеральном законе особого порядка распоряжения находящимися в федеральной
собственности акциями отдельных акционерных обществ является неправомерным,
поскольку порядок и способы приватизации государственного имущества
предусмотрены главой II Федерального закона О приватизации
государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в
Российской Федерации. Кроме того, перечень акционерных
обществ, созданных в процессе приватизации и производящих продукцию (товары,
услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения безопасности
государства, должен содержаться в соответствии со статьей 4 названного
Федерального закона в государственной программе приватизации государственного
имущества в Российской Федерации, а не в специальном законе, как это
предусмотрено в статье 4 рассматриваемого Федерального закона.
Поскольку программа
приватизации государственного имущества в Российской Федерации не утверждена
федеральным законом, в настоящее время в этой сфере действуют нормативные
правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации, в том числе акты, регулирующие порядок осуществления Правительством
Российской Федерации функций по управлению и распоряжению федеральной
собственностью.
Принятие Федерального
закона, в соответствии с которым порядок распоряжения Правительством Российской
Федерации акциями, находящимися в федеральной собственности (при отсутствии в
нем переходных положений), отнесен к сфере регулирования другого,
несуществующего федерального закона, фактически лишает Правительство Российской
Федерации возможности осуществлять функции по управлению имуществом,
находящимся в федеральной собственности, что нарушает статью 114 Конституции
Российской Федерации и статью 14 Федерального конституционного закона О Правительстве Российской Федерации.
Кроме того,
Федеральным законом О федеральном бюджете на 1998 год предусмотрено
поступление средств от приватизации в объеме 8,1 млрд. рублей, расчет которого
производился исходя из возможности осуществить в 1998
году приватизацию находящихся в федеральной собственности акций отдельных
акционерных обществ. Установление в Федеральном законе ограничении на их
приватизацию приведет к значительному уменьшению поступления в федеральный
бюджет средств от приватизации, что является недопустимым.
Б.ЕЛЬЦИН