МИНИСТЕРСТВО
ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 июля 1998 г.
N 24588/ИС
О СОСТОЯНИИ ДЕЛ С
РАТИФИКАЦИЕЙ РЯДА МЕЖДУНАРОДНЫХ
ДОГОВОРОВ,
НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО
СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В связи с письмом
первого заместителя Председателя Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации В.А. Рыжкова по вопросу о
ратификации ряда международных договоров, находящихся в Государственной Думе, и
в соответствии с поручением БН-П2-19086 от 4 июля 1998 года МИД России сообщает
следующее.
1. Договор между
Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о поощрении и взаимной
защите капиталовложений.
В соответствии с
поручением Правительства Российской Федерации ЯУ-П2-08038 от 18 марта 1998 года
Минэкономики поручено с участием заинтересованных ведомств провести
совещание по данному вопросу. МИД России высказал свои предложения относительно
проведения указанного совещания (письмо от 13 мая 1998 года N 2183/дса). По
данным МИД, совещания проведено не было. Соображений Минэкономики по проблемам,
связанным с ратификацией вышеупомянутого Договора, не поступало.
2. Договор между
Российской Федерацией и Республикой Албания о правовой помощи и правовых
отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.
Министерство
юстиции не предоставило Министерству иностранных дел информацию о его реакции
на заключение Комитета Государственной Думы по законодательству и
судебно-правовой реформе по данному Договору.
3. Соглашение между
Правительством Российской Федерации и Правительством Арабской Республики Египет
о поощрении и взаимной защите капиталовложений и Соглашение между
Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Филиппины о
поощрении и взаимной защите капиталовложений.
Ответ Министерства
иностранных дел на заключение Правового управления Государственной Думы по
проектам Федеральных законов о ратификации указанных Соглашений (письмо N
3.16-422 от 27.04.1998) дан 11 июня 1998 года N 18689/ИС, а ответ Министерства
экономики - 14 апреля 1998 года за N 1250-П. В целях приведения в соответствие
текстов Соглашения с Египтом на русском и английском языках 23 июля 1998 года
Посольству Арабской Республики Египет направлена Нота N 4653-н. По вопросу о внесении технических поправок в текст Соглашения с
Филиппинами на русском языке состоялся обмен нотами между Посольством
России на Филиппинах (Нота N 99 от 26 июня 1998 года) и МИД Филиппин (Нота N
982539 от 14 июля 1998 года).
4. Соглашение между
Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о
гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан.
МИД России не
располагает данными о рассмотрении в Министерстве труда и социального развития
запроса Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике о
предоставлении материалов по вопросу ратификации Соглашения (информации из
Минтруда не получено). МИД России высказал свои соображения в адрес Минтруда
(письмо N 52/3дснг от 14 июля 1998 года).
5. Соглашения между
Правительством Российской Федераций и ПРООН.
МИД России представил
свои предложения по организации и функционированию механизма координации
технического содействия по линии ПРООН и контроля за его эффективностью 11
ноября 1997 года (N 34896/ИС) в ответ на соответствующий запрос заместителя руководителя Аппарата Правительства Российской
Федерации А.Е. Себенцова (N 4084п-П2 от 31 октября 1997 года).
В соответствии с
поручением Я.М. Уринсона по этому письму МИД (ЯУ-П2-37782 от 24 ноября 1997
года) Минэкономики подготовило согласованный с МИД проект распоряжения Правительства,
который был утвержден 18 мая с.г. (N 548-р). По этому
распоряжению Минэкономики России, МИД России, Минфину России и ГТК России
поручается разработать и представить в Правительство проект положения о
межведомственном взаимодействии по вопросам формулирования и использования
международного технического содействия по линии ПРООН на основе систематизации
потребностей и приоритетов, определенных на федеральном и региональном уровнях,
а на Минэкономики возлагается координация работы по осуществлению технического
содействия, оказываемого России по линии ПРООН. Ответа из Министерства
экономики о степени готовности этого положения МИД России не получено.
6. Соглашение между
Правительством Российской Федерации и МБРР о Постоянном представительстве МБРР
в Российской Федерации.
Содержащееся в
письме В.А. Рыжкова предложение привести указанное Соглашение в соответствие с
Конвенцией 1947 года о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений
ООН ранее Госдумой перед МИД не ставилось.
7. Соглашение между
Правительством Российской Федерации и Северным инвестиционным банком о
финансовом сотрудничестве.
МИД
высказал свои соображения по вопросу об отзыве проекта федерального закона о
ратификации Соглашения в связи с проблемой правосубъектности банка (запрос
Правового управления Госдумы N 2.2-19/134 от 11 февраля 1998 года и запрос
Комитета по международным делам Госдумы N 3.16-414 от 23 апреля 1998 года) в письмах
N 3154/дп от 3 марта 1998 года и N 17465/ИС
от 5 июня 1998 года.
8. Соглашение между
Правительством Российской Федерации и МФК о Постоянном представительстве МФК в
Российской Федерации.
После консультаций
с заинтересованными комитетами Госдумы о его соответствии положениям Конвенции
1947 года о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН
готовится письмо МИД России в Госдуму по данному вопросу.
9. Соглашение между
Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о
реструктуризации задолженности Киргизской Республики по государственным
кредитам, предоставленным Российской Федерацией.
Задержка со
вступлением в силу указанного Соглашения негативно сказывается на реализации
Соглашения от 13 октября 1995 года о передаче Российской Стороне права на
государственную собственность и имущество Киргизии в счет погашения
государственного долга. До настоящего времени не оформлен ни один акт о
передаче. В связи с тем, что Киргизская Сторона не выполнила своего обещания
представить России новый список государственных предприятий, намеченных к
продаже на аукционах, представляется затруднительным подготовить перечень
конкретных объектов, в приобретении которых заинтересована Россия.
10. Соглашение
между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о
реструктуризации задолженности Грузии по государственным кредитам,
предоставленным Российской Федерацией.
МИД России
не получил мнения Минфина по вопросу о возможности заключения нового
международного договора с Грузией, оговаривающего возможность поглощения суммы
долга Грузии в пользу Российской Федерации в форме товарных поставок, уступки
права собственности или иным путем имущественного возврата, с приложением
перечня объектов Грузии, в уступке права собственности на которые
заинтересована Российская Федерации. Однако, по
имеющейся у МИД информации,
Минфин России выступает категорически против погашения задолженности путем
товарных поставок. Пересмотр договоренности о реструктуризации задолженности
представляется затруднительным, т.к. Россия выполняет договоренности,
достигнутые в Париже на совещании стран - доноров Грузии.
11. Договор о
принципах межгосударственных отношений Российской Советской Федеративной
Социалистической Республики и Советской Социалистической Республики Молдова и
Протокол к нему.
МИД России не раз
приводил аргументы в пользу его ратификации. Тем не менее
Министерство иностранных дел, в том числе учитывая мнение Комитета Госдумы по
делам СНГ и связям с соотечественниками, прорабатывает предложения о заключении
нового российско-молдавского договора вместо нынешних документов, имея в виду
учесть реалии сегодняшнего дня и сохранить важные для нас положения,
предусматривающие взаимодействие в политической и военной области и защиту
интересов наших соотечественников в Молдавии.
12. Договор о
дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной.
Подписан в Киеве 31
мая 1997 года, внесен Президентом Российской Федерации на ратификацию в
Государственную Думу 9 ноября 1997 года. Он соответствует государственным
интересам России. (Верховный Совет Украины ратифицировал его в январе 1998
года.) Как нам известно, идея о необходимости заключения международного
договора Российской Федерации с Украиной, оговаривающего с учетом исторического
правооснования статус Крыма, города-героя Севастополя и т.д., разделяется
далеко не всеми фракциями и депутатами. Комитет по международным делам Госдумы
рекомендовал ратифицировать Договор с Украиной.
13. Протокол о
внесении поправок в Соглашение о Межправительственной фельдъегерской связи.
Предложения
Министерства иностранных дел по вопросу о возможности ратификации договора с
грифом Не для печати направлены в Правительство (письма N 20234/ИС
от 23.06.1998 г. и N 20980/ИС от 29.06.1998).
14. Соглашения по
Черноморскому флоту.
Официальная позиция
Украинской Стороны по вопросу ратификации указанных соглашений характеризуется
противоречивостью и непоследовательностью. В беседе с Министром иностранных дел
России Е.М. Примаковым 26 мая 1998 года Президент Украины Л.Д. Кучма заявил,
что намерен в самое ближайшее время направить эти три Соглашения в
Верховную Раду на ратификацию. Однако этого до сего времени не сделано.
Не исключено, что данная позиция Президента обусловлена тем, что в подходах
политических сил в парламенте к этим документам имеются большие различия.
Часть депутатов
полагают, что подпись украинского экс-премьера П. Лазаренко под этим
Соглашением недействительна на том основании, что согласно Конституции Украины
(ст. 106, п. п. 3, 31) все вопросы, связанные с безопасностью и обороной
страны, находятся в ведении Президента, который не может передавать свои
полномочия другим лицам или органам. Такая аргументация юридически
безосновательна.
Кроме того,
Украинская Сторона отказалась связывать ратификацию трех Соглашений по ЧФ с
ратификацией Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Россией и
Украиной. Аргументируя затяжку с ратификацией, украинцы указывают на опасность
ее провала в Раде и заявляют, что сейчас базовые Соглашения по ЧФ действуют,
и Украина придерживается их духа и буквы.
С учетом большой
политической и военной значимости трех Соглашений по ЧФ для России МИД России
исходит из целесообразности их ратификации Россией и продолжения работы с
Верховной Радой Украины, дабы побудить ее ратифицировать пакет из трех
Соглашений по ЧФ от 28 мая 1997 года.
15. Соглашение о
создании зоны свободной торговли.
Полагаем
нецелесообразным связывать решение вопроса его ратификации с ускорением
предоставления перечня изъятий из режима свободной торговли. При этом имеется в
виду, что в соответствии с п.3 статьи 3 Соглашения будут применяться соглашения
о свободной торговле и протоколы об изъятиях к ним. Согласование общего перечня
изъятий к Соглашению поручено МЭКу, который проводит эту работу. В настоящее время во исполнение Решения Совета глав государств
стран СНГ от 29.04.1998 в г. Минске под патронажем Исполнительного Секретариата
СНГ работает Специальный межгосударственный форум. 15 июня 1998 года состоялось
первое заседание форума, на котором было принято решение образовать рабочие
группы, и в том числе по вопросу формирования зоны свободной торговли.
Заседания указанной группы состоялись 16 июня и 15 - 16 июля с.г.
16. Соглашение
между Правительством Российской Федерации и Межгосударственным евроазиатским
объединением угля и металла.
Проект Протокола к
указанному Соглашению разработан и одобрен Постановлением Правительства
Российской Федерации N 519 от 30 апреля 1997 года. Однако в связи с
определенными кадровыми проблемами в самом Межгосударственном объединении
подписать его пока не удалось.
С учетом того, что
поручение БН-П2-19086 от 4 июля 1998 года адресовано целому ряду ведомств
(Минэкономики, Минфин, Минюст, Минтруд), а соответствующую информацию нам
направили лишь Ликвидационная комиссия Минсотрудничества и Минпромторг,
Министерство иностранных дел просит разослать повторное поручение в
вышеперечисленные ведомства с целью подготовки проекта письма в Госдуму.
Заместитель
Министра
иностранных дел
Российской
Федерации
Ю.УШАКОВ