Письмо МИД РФ от 29.07.1998 N 24588/ИС

 

МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 29 июля 1998 г. N 24588/ИС

 

О СОСТОЯНИИ ДЕЛ С РАТИФИКАЦИЕЙ РЯДА МЕЖДУНАРОДНЫХ

ДОГОВОРОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

В связи с письмом первого заместителя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.А. Рыжкова по вопросу о ратификации ряда международных договоров, находящихся в Государственной Думе, и в соответствии с поручением БН-П2-19086 от 4 июля 1998 года МИД России сообщает следующее.

1. Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о поощрении и взаимной защите капиталовложений.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации ЯУ-П2-08038 от 18 марта 1998 года Минэкономики поручено с участием заинтересованных ведомств провести совещание по данному вопросу. МИД России высказал свои предложения относительно проведения указанного совещания (письмо от 13 мая 1998 года N 2183/дса). По данным МИД, совещания проведено не было. Соображений Минэкономики по проблемам, связанным с ратификацией вышеупомянутого Договора, не поступало.

2. Договор между Российской Федерацией и Республикой Албания о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

Министерство юстиции не предоставило Министерству иностранных дел информацию о его реакции на заключение Комитета Государственной Думы по законодательству и судебно-правовой реформе по данному Договору.

3. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Арабской Республики Египет о поощрении и взаимной защите капиталовложений и Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Филиппины о поощрении и взаимной защите капиталовложений.

Ответ Министерства иностранных дел на заключение Правового управления Государственной Думы по проектам Федеральных законов о ратификации указанных Соглашений (письмо N 3.16-422 от 27.04.1998) дан 11 июня 1998 года N 18689/ИС, а ответ Министерства экономики - 14 апреля 1998 года за N 1250-П. В целях приведения в соответствие текстов Соглашения с Египтом на русском и английском языках 23 июля 1998 года Посольству Арабской Республики Египет направлена Нота N 4653-н. По вопросу о внесении технических поправок в текст Соглашения с Филиппинами на русском языке состоялся обмен нотами между Посольством России на Филиппинах (Нота N 99 от 26 июня 1998 года) и МИД Филиппин (Нота N 982539 от 14 июля 1998 года).

4. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан.

МИД России не располагает данными о рассмотрении в Министерстве труда и социального развития запроса Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике о предоставлении материалов по вопросу ратификации Соглашения (информации из Минтруда не получено). МИД России высказал свои соображения в адрес Минтруда (письмо N 52/3дснг от 14 июля 1998 года).

5. Соглашения между Правительством Российской Федераций и ПРООН.

МИД России представил свои предложения по организации и функционированию механизма координации технического содействия по линии ПРООН и контроля за его эффективностью 11 ноября 1997 года (N 34896/ИС) в ответ на соответствующий запрос заместителя руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации А.Е. Себенцова (N 4084п-П2 от 31 октября 1997 года).

В соответствии с поручением Я.М. Уринсона по этому письму МИД (ЯУ-П2-37782 от 24 ноября 1997 года) Минэкономики подготовило согласованный с МИД проект распоряжения Правительства, который был утвержден 18 мая с.г. (N 548-р). По этому распоряжению Минэкономики России, МИД России, Минфину России и ГТК России поручается разработать и представить в Правительство проект положения о межведомственном взаимодействии по вопросам формулирования и использования международного технического содействия по линии ПРООН на основе систематизации потребностей и приоритетов, определенных на федеральном и региональном уровнях, а на Минэкономики возлагается координация работы по осуществлению технического содействия, оказываемого России по линии ПРООН. Ответа из Министерства экономики о степени готовности этого положения МИД России не получено.

6. Соглашение между Правительством Российской Федерации и МБРР о Постоянном представительстве МБРР в Российской Федерации.

Содержащееся в письме В.А. Рыжкова предложение привести указанное Соглашение в соответствие с Конвенцией 1947 года о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН ранее Госдумой перед МИД не ставилось.

7. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Северным инвестиционным банком о финансовом сотрудничестве.

МИД высказал свои соображения по вопросу об отзыве проекта федерального закона о ратификации Соглашения в связи с проблемой правосубъектности банка (запрос Правового управления Госдумы N 2.2-19/134 от 11 февраля 1998 года и запрос Комитета по международным делам Госдумы N 3.16-414 от 23 апреля 1998 года) в письмах N 3154/дп от 3 марта 1998 года и N 17465/ИС от 5 июня 1998 года.

8. Соглашение между Правительством Российской Федерации и МФК о Постоянном представительстве МФК в Российской Федерации.

После консультаций с заинтересованными комитетами Госдумы о его соответствии положениям Конвенции 1947 года о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН готовится письмо МИД России в Госдуму по данному вопросу.

9. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о реструктуризации задолженности Киргизской Республики по государственным кредитам, предоставленным Российской Федерацией.

Задержка со вступлением в силу указанного Соглашения негативно сказывается на реализации Соглашения от 13 октября 1995 года о передаче Российской Стороне права на государственную собственность и имущество Киргизии в счет погашения государственного долга. До настоящего времени не оформлен ни один акт о передаче. В связи с тем, что Киргизская Сторона не выполнила своего обещания представить России новый список государственных предприятий, намеченных к продаже на аукционах, представляется затруднительным подготовить перечень конкретных объектов, в приобретении которых заинтересована Россия.

10. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о реструктуризации задолженности Грузии по государственным кредитам, предоставленным Российской Федерацией.

МИД России не получил мнения Минфина по вопросу о возможности заключения нового международного договора с Грузией, оговаривающего возможность поглощения суммы долга Грузии в пользу Российской Федерации в форме товарных поставок, уступки права собственности или иным путем имущественного возврата, с приложением перечня объектов Грузии, в уступке права собственности на которые заинтересована Российская Федерации. Однако, по имеющейся у МИД информации, Минфин России выступает категорически против погашения задолженности путем товарных поставок. Пересмотр договоренности о реструктуризации задолженности представляется затруднительным, т.к. Россия выполняет договоренности, достигнутые в Париже на совещании стран - доноров Грузии.

11. Договор о принципах межгосударственных отношений Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и Советской Социалистической Республики Молдова и Протокол к нему.

МИД России не раз приводил аргументы в пользу его ратификации. Тем не менее Министерство иностранных дел, в том числе учитывая мнение Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками, прорабатывает предложения о заключении нового российско-молдавского договора вместо нынешних документов, имея в виду учесть реалии сегодняшнего дня и сохранить важные для нас положения, предусматривающие взаимодействие в политической и военной области и защиту интересов наших соотечественников в Молдавии.

12. Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной.

Подписан в Киеве 31 мая 1997 года, внесен Президентом Российской Федерации на ратификацию в Государственную Думу 9 ноября 1997 года. Он соответствует государственным интересам России. (Верховный Совет Украины ратифицировал его в январе 1998 года.) Как нам известно, идея о необходимости заключения международного договора Российской Федерации с Украиной, оговаривающего с учетом исторического правооснования статус Крыма, города-героя Севастополя и т.д., разделяется далеко не всеми фракциями и депутатами. Комитет по международным делам Госдумы рекомендовал ратифицировать Договор с Украиной.

13. Протокол о внесении поправок в Соглашение о Межправительственной фельдъегерской связи.

Предложения Министерства иностранных дел по вопросу о возможности ратификации договора с грифом Не для печати направлены в Правительство (письма N 20234/ИС от 23.06.1998 г. и N 20980/ИС от 29.06.1998).

14. Соглашения по Черноморскому флоту.

Официальная позиция Украинской Стороны по вопросу ратификации указанных соглашений характеризуется противоречивостью и непоследовательностью. В беседе с Министром иностранных дел России Е.М. Примаковым 26 мая 1998 года Президент Украины Л.Д. Кучма заявил, что намерен в самое ближайшее время направить эти три Соглашения в Верховную Раду на ратификацию. Однако этого до сего времени не сделано. Не исключено, что данная позиция Президента обусловлена тем, что в подходах политических сил в парламенте к этим документам имеются большие различия.

Часть депутатов полагают, что подпись украинского экс-премьера П. Лазаренко под этим Соглашением недействительна на том основании, что согласно Конституции Украины (ст. 106, п. п. 3, 31) все вопросы, связанные с безопасностью и обороной страны, находятся в ведении Президента, который не может передавать свои полномочия другим лицам или органам. Такая аргументация юридически безосновательна.

Кроме того, Украинская Сторона отказалась связывать ратификацию трех Соглашений по ЧФ с ратификацией Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Россией и Украиной. Аргументируя затяжку с ратификацией, украинцы указывают на опасность ее провала в Раде и заявляют, что сейчас базовые Соглашения по ЧФ действуют, и Украина придерживается их духа и буквы.

С учетом большой политической и военной значимости трех Соглашений по ЧФ для России МИД России исходит из целесообразности их ратификации Россией и продолжения работы с Верховной Радой Украины, дабы побудить ее ратифицировать пакет из трех Соглашений по ЧФ от 28 мая 1997 года.

15. Соглашение о создании зоны свободной торговли.

Полагаем нецелесообразным связывать решение вопроса его ратификации с ускорением предоставления перечня изъятий из режима свободной торговли. При этом имеется в виду, что в соответствии с п.3 статьи 3 Соглашения будут применяться соглашения о свободной торговле и протоколы об изъятиях к ним. Согласование общего перечня изъятий к Соглашению поручено МЭКу, который проводит эту работу. В настоящее время во исполнение Решения Совета глав государств стран СНГ от 29.04.1998 в г. Минске под патронажем Исполнительного Секретариата СНГ работает Специальный межгосударственный форум. 15 июня 1998 года состоялось первое заседание форума, на котором было принято решение образовать рабочие группы, и в том числе по вопросу формирования зоны свободной торговли. Заседания указанной группы состоялись 16 июня и 15 - 16 июля с.г.

16. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Межгосударственным евроазиатским объединением угля и металла.

Проект Протокола к указанному Соглашению разработан и одобрен Постановлением Правительства Российской Федерации N 519 от 30 апреля 1997 года. Однако в связи с определенными кадровыми проблемами в самом Межгосударственном объединении подписать его пока не удалось.

С учетом того, что поручение БН-П2-19086 от 4 июля 1998 года адресовано целому ряду ведомств (Минэкономики, Минфин, Минюст, Минтруд), а соответствующую информацию нам направили лишь Ликвидационная комиссия Минсотрудничества и Минпромторг, Министерство иностранных дел просит разослать повторное поручение в вышеперечисленные ведомства с целью подготовки проекта письма в Госдуму.

 

Заместитель

Министра иностранных дел

Российской Федерации

Ю.УШАКОВ