ПРЕЗИДЕНТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 июля 1998 г.
N Пр-1081
В соответствии с
частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю направленный
Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования Федеральный
закон Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации,
осуществляемой в форме капитальных вложений, принятый Государственной
Думой 15 июля 1998 г. и одобренный Советом Федерации 17 июля 1998 г.
Отдельные положения
Федерального закона не имеют достаточно продуманной концепции правового
регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации,
осуществляемой в форме капитальный вложений.
В ряде статей
Федерального закона не учтен принцип разделения государственной власти в
Российской Федерации на законодательную,
исполнительную и судебную, закрепленный статьей 10 Конституции Российской
Федерации. Так, в статьях 10, 11 и 13 Федерального закона не определено, какие
конкретно органы государственной власти обладают теми или иными полномочиями в
области государственного регулирования инвестиционной деятельности,
осуществляемой в форме капитальных вложений. Это приводит к тому, что на те или иные органы государственной власти возлагаются
несвойственные им функции.
В Федеральном
законе допущены многочисленные нарушения бюджетного законодательства Российской
Федерации.
Так, в
нарушение статьи 23 Закона РСФСР Об основах бюджетного устройства и
бюджетного процесса в РСФСР, не допускающей внесение изменений в
налоговую систему и предоставление налоговых льгот, не предусмотренных
налоговым законодательством Российской Федерации, статьей 11 Федерального
закона предусмотрено установление субъектам инвестиционной деятельности
специальных налоговых режимов. Указанная
статья содержит и другие нормы, находящиеся в сфере регулирования бюджетного
законодательства Российской Федерации.
В статьях
11 и 13 Федерального закона содержатся нормы, регулирующие расход средств
бюджетов субъектов Российской Федерации, что не соответствует положениям статей
71 и 72 Конституции Российской Федерации и нарушает статью 4 Закона Российской
Федерации Об основах бюджетных прав и прав по формированию и
использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов
государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области,
автономных округов, краев, областей, городов Москвы
и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления, предусматривающую
принцип самостоятельности бюджетов субъектов Российской Федерации.
Приравнивание
перечня инвестиционных проектов (строек и объектов технического перевооружения)
для федеральных государственных нужд к федеральным целевым программам не
согласуется со статьей 71 Конституции Российской Федерации, статьями 1 и 2
Федерального закона О поставках продукции для федеральных государственных
нужд и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации,
определяющими статус и порядок принятия федеральных целевых программ.
В Федеральном
законе содержатся многочисленные нарушения норм Гражданского кодекса Российской
Федерации.
Так, в статье 4
Федерального закона упоминаются объединения юридических лиц, не имеющие статуса
юридического лица, что не соответствует статье 121 Гражданского кодекса
Российской Федерации, в соответствии с которой объединения (ассоциации и союзы)
являются коммерческими или некоммерческими организациями, то есть согласно
статьям 48 и 50 Гражданского кодекса Российской Федерации - юридическими
лицами.
Редакция абзаца
второго пункта 1 статьи 16 Федерального закона, предусматривающего условия
национализации капитальных вложений, не в полной мере соответствует статье 235
Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, указанная норма
относится к сфере регулирования гражданского законодательства Российской
Федерации, в связи с чем ее предлагается из
Федерального закона исключить.
Предлагается
исключить также и абзац третий пункта 1 статьи 16, поскольку указанные в нем
правоотношения регулируются статьей 242 Гражданского кодекса Российской
Федерации.
В связи с
тем, что статьями 35 и 39 Федерального закона Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации предусмотрена
самостоятельность органов местного самоуправления в формировании, утверждении и
исполнении местных бюджетов, а также в установлении местных налогов, сборов и
льгот по их уплате, представляется целесообразным учесть указанные нормы в
статье 19 Федерального закона.
В статье 21
Федерального закона, признающей частично утратившими силу некоторые
законодательные акты, предлагается уточнить, какие конкретно нормы этих актов
признаются утратившими силу.
Помимо указанных, в
Федеральном законе имеются и другие несоответствия законодательным актам
Российской Федерации, допускается тавтология норм законодательных актов, а
также содержится ряд норм декларативного характера.
Президент
Российской
Федерации
Б.ЕЛЬЦИН