ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 августа 1998
г. N 3938п-П12
Правительство
Российской Федерации представляет официальный отзыв на проект Федерального
закона О трудовых коллективах, принятый Государственной Думой в
первом чтении 2 июля 1998 г.
Заместитель
Председателя
Правительства
Российской
Федерации
Б.НЕМЦОВ
НА ПРОЕКТ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВАХ
Правительство
Российской Федерации не поддерживает принятие проекта указанного Федерального
закона во втором чтении, имея в виду следующее.
1. Определение
трудового коллектива как субъекта социально-экономических отношений, включая
отношения собственности (пункт 1 статьи 2), противоречит пункту 2 статьи 30
Конституции Российской Федерации, в котором сказано:
Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или
пребыванию в нем.
Заключая трудовой
договор, работники вступают в трудовые отношения с организацией, имея целью
приобретение трудовых прав и обязанностей, а не включение в общественное
объединение трудовой коллектив организации.
2. Наделение
трудового коллектива правом контроля и совместного принятия решений с
собственником (пункт 5 статьи 5) противоречит общим принципам гражданского
законодательства по вопросам собственности.
В случае
возникновения угрозы для нормального функционирования организации трудовой
коллектив может вносить в органы управления организации свои предложения.
3. Предлагаемая
система представительства и формирования трудового коллектива неоправданно
громоздка и на практике может ограничить право работника на представительство и
защиту своих интересов.
4. Абзац 2 пункта 3
статьи 8 законопроекта противоречит статье 52 Гражданского кодекса Российской
Федерации, в соответствии с которой устав юридического лица утверждается его
учредителем единолично.
5. Абзац 9 пункта 3
статьи 8 законопроекта противоречит статье 57 Гражданского кодекса Российской
Федерации, в соответствии с которой реорганизация юридического лица (слияние,
присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена
по решению его учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то
учредительными документами.
6. Нормы статьи 11
законопроекта о разделении полномочий трудового коллектива и органов профсоюза
ущемляют права профсоюзов и противоречат Федеральному закону О
профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности.
Наделяя трудовые
коллективы функциями и правами, во многом параллельными функциям и правам
профсоюзов, законопроект может привести к ослаблению эффективности работы
каждого из дублирующих субъектов. Этот параллелизм также создаст почву для
столкновения интересов и возникновения противоречий в их деятельности.
7. Норма статьи 23
о предоставлении права законодательной инициативы объединениям (союзам,
ассоциациям) трудовых коллективов не соответствует статье 104 Конституции
Российской Федерации.
8. Пункт 2 статьи
26 противоречит статьям 14, 15 Федерального закона О приватизации
государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в
Российской Федерации.
9. Законопроект
принят с нарушением требований статьи 105 Регламента Государственной Думы без
проведения необходимого финансово-экономического обоснования. В то же время
реализация предложения о создании фондов трудовых коллективов из затрат на
управление организацией (статья 15) потребует дополнительных средств из
бюджетов всех уровней.
Заместитель
Руководителя
Аппарата Правительства
Российской
Федерации
А.ТОРШИН