Письмо Правительства РФ от 07.08.1998 N 3938п-П12

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 7 августа 1998 г. N 3938п-П12

 

Правительство Российской Федерации представляет официальный отзыв на проект Федерального закона О трудовых коллективах, принятый Государственной Думой в первом чтении 2 июля 1998 г.

 

Заместитель

Председателя Правительства

Российской Федерации

Б.НЕМЦОВ

 

 

 

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВАХ

 

Правительство Российской Федерации не поддерживает принятие проекта указанного Федерального закона во втором чтении, имея в виду следующее.

1. Определение трудового коллектива как субъекта социально-экономических отношений, включая отношения собственности (пункт 1 статьи 2), противоречит пункту 2 статьи 30 Конституции Российской Федерации, в котором сказано: Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Заключая трудовой договор, работники вступают в трудовые отношения с организацией, имея целью приобретение трудовых прав и обязанностей, а не включение в общественное объединение трудовой коллектив организации.

2. Наделение трудового коллектива правом контроля и совместного принятия решений с собственником (пункт 5 статьи 5) противоречит общим принципам гражданского законодательства по вопросам собственности.

В случае возникновения угрозы для нормального функционирования организации трудовой коллектив может вносить в органы управления организации свои предложения.

3. Предлагаемая система представительства и формирования трудового коллектива неоправданно громоздка и на практике может ограничить право работника на представительство и защиту своих интересов.

4. Абзац 2 пункта 3 статьи 8 законопроекта противоречит статье 52 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой устав юридического лица утверждается его учредителем единолично.

5. Абзац 9 пункта 3 статьи 8 законопроекта противоречит статье 57 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

6. Нормы статьи 11 законопроекта о разделении полномочий трудового коллектива и органов профсоюза ущемляют права профсоюзов и противоречат Федеральному закону О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности.

Наделяя трудовые коллективы функциями и правами, во многом параллельными функциям и правам профсоюзов, законопроект может привести к ослаблению эффективности работы каждого из дублирующих субъектов. Этот параллелизм также создаст почву для столкновения интересов и возникновения противоречий в их деятельности.

7. Норма статьи 23 о предоставлении права законодательной инициативы объединениям (союзам, ассоциациям) трудовых коллективов не соответствует статье 104 Конституции Российской Федерации.

8. Пункт 2 статьи 26 противоречит статьям 14, 15 Федерального закона О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации.

9. Законопроект принят с нарушением требований статьи 105 Регламента Государственной Думы без проведения необходимого финансово-экономического обоснования. В то же время реализация предложения о создании фондов трудовых коллективов из затрат на управление организацией (статья 15) потребует дополнительных средств из бюджетов всех уровней.

 

Заместитель Руководителя

Аппарата Правительства

Российской Федерации

А.ТОРШИН