Письмо Президента РФ от 25.08.1998 N Пр-1178

 

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 25 августа 1998 г. N Пр-1178

 

Направляю заключение на проект федерального закона О защите экономических интересов Российской Федерации.

 

Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ЗАЩИТЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ

ИНТЕРЕСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Законопроект является актом политическим, а не правовым, он не может иметь никакой юридической силы, а также не порождает никаких правовых последствий для субъектов предпринимательской деятельности, чьи интересы, как предполагается, он должен защищать.

Предмет регулирования законопроекта не определен. Из существа регулируемых отношений (статья 1 законопроекта) можно сделать вывод, что российский законодатель пытается устанавливать правила осуществления хозяйственной деятельности российских граждан и юридических лиц на территориях иностранных государств. Тем самым нарушается закрепленный во многих международно-правовых актах (пункт 1 статьи 2 Устава Организации Объединенных Наций, Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 г. и так далее) принцип суверенного равенства государств, согласно которому каждое государство обладает правами, присущими государственному суверенитету, в том числе правами самостоятельно устанавливать свои законы и административные правила, и обязано уважать суверенитет других государств.

Положение, закрепленное частью 1 статьи 4 Конституции Российской Федерации, означает, что суверенитет Российской Федерации распространяется на определенную территорию, которая включает в себя территории субъектов Российской Федерации, внутренние воды и территориальное море Российской Федерации, а также воздушное пространство над ними.

Таким образом, ни Конституция Российской Федерации, ни международное право не предполагают возможность издания законов, имеющих действие на территориях иностранных государств. Нормы российского права могут применяться на территории иностранного государства только в случаях и в объеме, которые предусмотрены национальным законодательством этого государства или его международно-правовыми обязательствами.