ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРАВОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
АППАРАТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 августа 1998
г. N 5.1-2168
Направляем
предложения и замечания по концепции проекта Федерального закона Об
особой экономической зоне в районе Байкало-Амурской железнодорожной
магистрали, рассмотренного Советом Государственной Думы 30 июня 1998
года.
Заместитель
Начальника
Управления
А.Д.ШЕСТАК
ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ЗАМЕЧАНИЯ ПО КОНЦЕПЦИИ ПРОЕКТА
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
ОБ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ В РАЙОНЕ
БАЙКАЛО-АМУРСКОЙ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ МАГИСТРАЛИ
Концепция
представленного проекта Федерального закона направлена на регулирование
отношений по созданию и функционированию Особой экономической зоны в районе
Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
В настоящее время
единственным федеральным законом, регулирующим правоотношения в особой
экономической зоне, является Федеральный закон Об Особой экономической
зоне в Калининградской области.
Проект базового
Закона, призванного урегулировать отношения по созданию, функционированию и
ликвидации свободных экономических зон в Российской Федерации, находится в
стадии рассмотрения в Государственной Думе.
Изучив
представленный проект Федерального закона, считаем необходимым высказать
следующие замечания.
В проекте
недостаточно конкретно раскрыто понятие особая экономическая зона
Байкало-Амурской магистрали, фактически определены только ее
территориальные границы (ст. 1), кроме того, исходя из содержания части второй
ст. 1 законопроекта, можно сделать вывод, что границы особой экономической зоны
могут меняться.
Отсутствуют
положения, конкретизирующие режим деятельности свободной экономической зоны.
Неясен правовой
статус администрации (в тексте - Компетентного органа) особой
экономической зоны, его полномочия и порядок деятельности. Обращаем внимание на
то, что функции по координации деятельности на ограниченном участке
территории субъектов, на которых предполагается образование региональных зон
свободного предпринимательства, должны осуществляться также органами местного
самоуправления. В представленной же редакции статья не согласуется со ст. ст.
12, 131 и 133 Конституции Российской Федерации.
В законопроекте
желательно описать положения, предусматривающие возможную передачу части полномочий федеральных органов исполнительной власти
администрации особой экономической зоны по лицензированию отдельных
видов предпринимательской деятельности.
Положения о
таможенном режиме нуждаются в конкретизации. Так, например, неясно, какой орган
государственной власти устанавливает порядок определения происхождения товара
из Особой экономической зоны.
Из части первой ст.
16 неясно, каким законодательством будет регулироваться порядок въезда или
выезда в (из) особой экономическом зоны.
В статье 19 не
определен порядок ликвидации особой экономической зоны, кто его определяет и
утверждает.
Перечисленное выше
не исчерпывает всех замечаний имеющихся буквально по
каждой статье. В целом можно сделать вывод, что представленный законопроект
нуждается в серьезной правовой доработке.
Консультант
отдела гражданского
и
природно-ресурсного
законодательства
И.Л.ДМИТРИЕВ