Письмо ПУ Аппарата СФ ФС РФ от 06.10.1998 N 5.1-2444

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРАВОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АППАРАТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 6 октября 1998 г. N 5.1-2444

 

Направляю предложения и замечания по концепции проекта Федерального закона Об инкассации наличных денежных средств, принятого Советом Государственной Думы к рассмотрению 17 сентября 1998 года.

 

Заместитель

Начальника Управления

Б.В.МИРОШИН

 

 

 

 

 

ЗАМЕЧАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО КОНЦЕПЦИИ ПРОЕКТА

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОБ ИНКАССАЦИИ НАЛИЧНЫХ

ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

 

Автором названного законопроекта предпринята попытка регулирования правоотношений, связанных со сбором на предприятиях, учреждениях и организациях наличных денежных средств - инкассацией. Вместе с тем в законопроекте затрагиваются и вопросы организации наличного денежного обращения, не относящиеся к указанному предмету правового регулирования (статья 1, часть первая статьи 2).

Согласно статье 140 Гражданского кодекса Российской Федерации на территории Российской Федерации платежи осуществляются путем наличных и безналичных расчетов. Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает различный порядок расчетов с участием граждан в зависимости от связи этих платежей с предпринимательской деятельностью граждан, а также порядок расчетов между юридическими лицами (статья 861).

Расчеты не в связи с предпринимательской деятельностью граждан разрешаются как наличными деньгами без ограничения суммы, так и в безналичном порядке. Ограничение этого права не допускается, поскольку норма не содержит указаний о возможности установления иного правила в каком-либо другом законе или ином нормативном акте (пункт 1 статьи 861 ГК РФ).

Расчеты юридических лиц, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением последними предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке, однако Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит какого-либо запрета расчетов наличными деньгами, определяя лишь возможность законодательного установления таких ограничений (пункт 2 статьи 861 ГК РФ).

В настоящее время юридические лица вправе рассчитываться между собой наличными деньгами, суммы которых не превышают размеров, установленных письмом Центрального банка Российской Федерации от 29 сентября 1997 года N 525. Каких-либо ограничений на осуществление наличных расчетов с участием граждан-предпринимателей действующим законодательством не предусмотрено.

Таким образом, положения рассматриваемого законопроекта (статья 1, часть первая статьи 2), обязывающие физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, сдавать и хранить свободные наличные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях, противоречат Гражданскому кодексу Российской Федерации, в также статье 55 Конституции Российской Федерации.

Кроме того, следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) организация наличного обращения монопольно осуществляется Центральным банком Российской Федерации, который в этих целях устанавливает, в том числе, и правила хранения, перевозки и инкассации наличных денежных средств (статьи 4 и 34).

Представленный законопроект по сути дублирует действующие нормы Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 5 января 1998 года N 14-П, утвержденного Советом директоров Центрального банка Российской Федерации от 19 декабря 1997 года N 47.

Что касается предоставления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации права установления размеров тарифов на услуги инкассации наличных денег (статья 4 законопроекта), то в соответствии со статьей 28 Федерального конституционного закона О Правительстве Российской Федерации решения по вопросам установления номенклатуры товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен, принимаются исключительно на заседаниях Правительства Российской Федерации.

Учитывая изложенное, полагаем нецелесообразным принятие предложенного законопроекта.

 

Начальник отдела

финансового законодательства

Л.В.ТЕРНОВА