Письмо ПУ Аппарата СФ ФС РФ от 08.10.1998 N 5.1-2477

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРАВОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АППАРАТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 8 октября 1998 г. N 5.1-2477

 

Направляю Вам предложения и замечания по проекту федерального закона О внесении изменений в Федеральный закон О драгоценных металлах и драгоценных камнях, принятому Государственной Думой в первом чтении 18 сентября 1998 года.

 

Б.В.МИРОШИН

 

 

 

 

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ЗАМЕЧАНИЯ

ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ

ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ДРАГОЦЕННЫХ

МЕТАЛЛАХ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЯХ

 

Названный законопроект предлагает исключить пункт 3 статьи 15 и пункт 8 части 2 статьи 19 Федерального закона О драгоценных металлах и драгоценных камнях (правильнее следовало бы записать: подпункт 8 пункта 2 статьи 19), обосновывая это тем, что принятие законопроект позволит сохранить сложившиеся хозяйственные связи.

Перечисленные пункт 3 статьи 15 и подпункт 8 пункта 2 статьи 19 Закона запрещают лицам, не имеющим лицензий на добычу драгоценных металлов и драгоценных камней, производить какие-либо работы на выделенных участках недр, и требуют от владельцев лицензий осуществлять добычу собственными силами (без привлечения других юридических лиц). Разработчики законопроекта предлагают, исключив эти нормы из текста Федерального закона отрегулировать их в Федеральном законе О лицензировании пользования недрами, который в Государственной Думе прошел только первое чтение 26 октября 1997 года.

С этим нельзя согласиться по следующим основаниям:

1. Исключение названных пунктов из текста Федерального закона войдет в противоречие с действующими актами, регулирующими отношения в сфере недропользования и лицензирования. В частности, Федеральным законом от 25 сентября 1998 года N 158-ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности установлено, что вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункт 1 статьи 7 Закона). В соответствии с нормой статьи 17-1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года (в редакции от 3 марта 1995 года) О недрах право пользования недрами, полученное пользователем недр, не может быть им передано третьим лицам, в том числе в порядке переуступки прав.

2. Выдача лицензий - это одна из форм государственного контроля за деятельностью юридических лиц. Лицензирование видов деятельности, связанной с пользованием участками недр, в частности, с добычей драгоценных металлов и драгоценных камней, в силу их свойств имеет особое значение для государства. Произвольное изъятие из правового поля отдельных норм, позволяющих осуществлять такой контроль в отношении лицензиатов, не в интересах собственника недр (государства).

3. Предложение урегулировать эти отношения другим федеральным законом, который находится еще в стадии законопроекта, перспектива принятия которого неизвестна, с одной стороны - сомнительно, а с другой - противоречит норме статьи 18 Федерального закона О лицензировании отдельных видов деятельности, согласно которой введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения изменений и дополнений в установленный настоящим федеральным законом перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.

4. Утверждая, что положения пункта 3 статьи 15 Федерального закона О драгоценных металлах и драгоценных камнях находятся в противоречии с другими федеральными законами в сфере недропользования, авторы законопроекта ссылаются на положение статьи 22 этого закона, согласно которому владельцу лицензии на право пользования участком недр разрешается использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности. При этом они приводят это положение не полностью, опуская слова: соответствующей цели, обозначенной в лицензии. В лицензии, помимо всего прочего, регламентированы также условия недропользования.

5. Статья 20 Закона Российской Федерации О недрах, перечисляя основания для прекращения действия лицензии на право пользования участком недр, действительно не называет в качестве такового основания привлечения по договору другого юридического лица. Однако такое ограничение содержат другие нормы, указанные в пункте 1 данного заключения.

В связи с изложенным дальнейшая работа над законопроектом, входящим в противоречие с системой действующего законодательства, представляется нецелесообразной.

 

И.о. Начальника

отдела гражданского

и природно-ресурсного

законодательства

В.Д.АЛЕХИН