Письмо Банка России от 08.10.1998 N 02-31/991

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 8 октября 1998 г. N 02-31/991

 

Центральный банк Российской Федерации рассмотрел проект Федерального закона Об инкассации наличных денежных средств и сообщает следующее.

В соответствии с пояснительной запиской к рассматриваемому проекту обязательная инкассация наличных денежных средств позволит значительно увеличить поступления наличной денежной массы в учреждения банков, уменьшить ее долю в свободном обороте и повысить оборачиваемость рубля. При этом не учитывается, что инкассаторские службы осуществляют исключительно операции по сбору и перевозке наличных денежных средств. Они не вправе контролировать работу юридических лиц с денежной наличностью, то есть соблюдение последними порядка ведения кассовых операций. В связи с этим даже в случае принятия представленного проекта у юридических лиц будет реальная возможность не сдавать всю наличную денежную массу службам инкассации. Тем самым, с принятием представленного проекта вряд ли можно будет добиться поставленной в пояснительной записки цели.

На наш взгляд, в данном случае работу необходимо вести в направлении установления действенного контроля за соблюдением юридическими лицами порядка ведения кассовых операций. При этом следует иметь в виду, что в настоящее время данный контроль возложен на кредитные организации (пункт 41 Порядка ведения кассовых операций, утвержденного решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. N 40) и на налоговые органы (пункт 9 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 года N 1006 Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей).

Представляется нецелесообразным также установление правила, в соответствии с которым юридические лица и предприниматели обязаны сдавать наличные денежные средства в учреждения банков исключительно с привлечением различных инкассаторских служб, в связи с чем должны заключить с названными службами соответствующие договоры (статьи 2 и 5 проекта). В настоящее время услугами инкассаторов пользуются только организации, в деятельности которых наличная выручка образуется ежедневно и достаточно большом количестве (например, торговые организации). Большинство же юридических лиц получает и сдает наличные денежные средства в кредитные учреждения самостоятельно, и для них введение правила, предусмотренного статьей 2 проекта, будет сопряжено с неоправданными расходами, поскольку услуги по инкассации предоставляются на возмездной основе.

Некорректной представляется редакция статьи 3 проекта, согласно которой Банк России должен устанавливать правила материально-технического обеспечения инкассаторских служб. Следует иметь в виду, что из перечисленных в статье 2 проекта инкассаторских служб в единую централизованную систему, которую представляет собой Банк России, входит только Российское объединение инкассации (статья 83 Федерального закона О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)). Именно его материально-техническим обеспечением может заниматься Банк России.

Закрепление статьей 3 проекта за Банком России обязанности по утверждении примерного договора на инкассацию наличных денежных средств и порядка заключения и регистрации указанных договоров противоречит одному из основных принципов Гражданского права - свободе договора (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Кроме того, следует уточнить, что имеется в виду под регистрацией договоров на инкассацию наличных денежных средств, так как указанный договор не входит в перечень сделок, подлежащих государственной регистрации (статья 164 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Принципу свободы договора противоречит также статья 4, предоставляющая органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации право принимать решения об установлении размеров тарифов на осуществление инкассации наличных денежных средств отдельных категорий юридических лиц и частных предпринимателей, расположенных в отдаленных и труднодоступных местностях. В соответствии с действующим законодательством цена является одним из существенных условий договора и должна определяться по соглашению сторон. Кроме того, применение указанной нормы представляет собой предоставление льготы для определенной категории лиц. Безусловно, стоимость инкассаторских услуг для них будет выше, в силу их удаленности и труднодоступности. Однако, чтобы инкассаторские службы не несли убытков от работы с данными лицами, следует предусмотреть источники компенсации их расходов. В противном случае расплачиваться за предоставленные отдельным лицам льготы придется остальным клиентам инкассаторских служб.

Отсутствует необходимость во включении в проект статей 6 и 7, поскольку ответственность юридических лиц за несоблюдение правил работы с наличными денежными средствами установлена Указами Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 года N 1006 Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей (пункт 9) и от 18 августа 1996 года N 1212 О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения (пункты 10, 11).

При доработке проекта следует иметь в виду, что действие нормативного акта может быть приостановлено только органом, издавшим нормативный акт (статья 10 проекта).

Учитывая изложенное, полагаем, что представленный проект требует серьезной концептуальной и редакционной доработки и не может быть вынесен на рассмотрение в первом чтении в существующей редакции.

 

Первый заместитель председателя

А.В.ВОЙЛУКОВ