Письмо Президента РФ от 14.10.1998 N Пр-1361

 

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 14 октября 1998 г. N Пр-1361

 

Направляю заключение на проект федерального закона О внесении изменений в федеральный закон О драгоценных металлах и драгоценных камнях, принятый Государственной Думой в первом чтении.

 

Б.ЕЛЬЦИН

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛАХ

И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЯХ

 

Проектом федерального закона О внесении изменений в Федеральный закон О драгоценных металлах и драгоценных камнях (далее именуется - законопроект) предлагается исключить из текста Федерального закона пункт 3 статьи 15, устанавливающий, что владелец лицензии на добычу драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляет добычу собственными силами, и подпункт 8 пункта 2 статьи 19, устанавливающий ответственность владельца лицензии за нарушение этого порядка.

Принятие законопроекта не поддерживается по следующим основаниям.

Положения пункта 3 статьи 15 Федерального закона О драгоценных металлах и драгоценных камнях связаны с положениями иных статей Федерального закона. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона добыча драгоценных металлов и драгоценных камней может осуществляться исключительно организациями, получившими специальные разрешения (лицензии). В соответствии с пунктом 5 той же статьи право юридических лиц осуществлять деятельность по добыче драгоценных металлов и драгоценных камней возникает с момента получения соответствующей лицензии и действует до ее прекращения. Только организации, имеющие такие лицензии, признаются Федеральным законом субъектами добычи драгоценных металлов и драгоценных камней и в соответствии с пунктом 3 статьи 2 могут получать в пользование участки недр, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни. Порядок лицензирования отдельных видов деятельности при пользовании участками недр в целях добычи драгоценных металлов и драгоценных камней в соответствии с подпунктом 3 статьи 12 Федерального закона определяется Правительством Российской Федерации.

В ходе обсуждения проекта Федерального закона О драгоценных металлах и драгоценных камнях отмечалось, что указанные положения направлены на усиление государственного контроля за добычей драгоценных металлов и драгоценных камней. Все положения Федерального закона, регулирующие порядок добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе положения, определяющие права государства на добытые драгоценные металлы и драгоценные камни, разработаны применительно к понятию субъекта добычи как обладателя исключительного права на осуществление соответствующей деятельности, подтвержденного разрешением (лицензией). Таким образом, положение, что субъекты добычи драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляют добычу собственными силами, является концептуальным положением Федерального закона, и его исключение влечет за собой пересмотр Федерального закона в целом для определения отношений государства с субъектами, осуществляющими добычу драгоценных металлов и драгоценных камней без соответствующих разрешений, и объема прав таких субъектов.

В соответствии с приложенной к законопроекту пояснительной запиской предлагаемые изменения связаны с особенностями добычи золота. В то же время отменяемые нормы Федерального закона имеют общий характер и регулируют порядок добычи всех драгоценных металлов, а также драгоценных камней. Насколько оправданы такие изменения применительно к добыче иных, кроме золота, драгоценных металлов, а также драгоценных камней, из пояснительной записки не следует. Несоответствие положений Федерального закона О драгоценных металлах и драгоценных камнях отдельным статьям Федерального закона О недрах нельзя признать достаточным аргументом для отмены этих положений, так как статьей 1 Федерального закона О недрах допускается регулирование специфических отношений, связанных с добычей отдельных видов минерального сырья, другими федеральными законами.

В связи с изложенным считаю нецелесообразным внесение концептуальных изменений в Федеральный закон О драгоценных металлах и драгоценных камнях и предлагаю при необходимости дополнить его отдельными статьями, определяющими порядок привлечения субъектами добычи золота к этой деятельности иных организаций.