Письмо Банка России от 21.10.1998 N 04-31/1050

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 21 октября 1998 г. N 04-31/1050

 

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНКЕ РОССИИ)

 

Центральный банк рассмотрел проект Федерального закона О внесении изменений в Федеральный закон О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) и сообщает следующее.

1. Банк России не имеет принципиальных замечаний по статье 1 проекта. Вместе с тем полагаем, что существующая редакция статьи 7 Федерального закона О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) наиболее соответствует правовой логике и существующим правилам юридической техники.

2. В соответствии со статьей 2 представленного проекта Банк России сможет осуществлять рефинансирование, то есть кредитование банков, исключительно под залог ценных бумаг. При дальнейшей доработке проекта следует учесть, что в настоящий момент обеспечением для кредитов Банка России могут выступать золото и другие драгоценные металлы в различной форме, иностранная валюта, векселя в российской и иностранной валюте со сроком погашения до шести месяцев, государственные ценные бумаги (статья 46 Федерального закона О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)). Таким образом, рассматриваемый проект фактически ограничивает гражданскую правоспособность Банка России, а именно его права определять вид обеспечения и условия предоставления кредитов банкам, что, по нашему мнению, не будет способствовать достаточной обеспеченности кредитов Банка России и, как следствие, финансовому оздоровлению как отдельно взятого банка, так и всей банковской системы в целом.

Статьей 2 проекта предусмотрена также возможность выдачи Банком России кредитным организациям стабилизационных кредитов без предоставления заемщиком залога ценных бумаг при условии приобретения и увеличения доли участия Банка России в уставном капитале получающих стабилизационный кредит банков. На наш взгляд, нельзя обусловливать выдачу кредита приобретением акций (долей) заемщиков. С юридической точки зрения, эти два процесса не взаимосвязаны. Момент приобретения Банком России акций (долей) проблемного банка может по времени значительно отстоять от момента предоставления кредита. Тем самым предоставленный в данном случае кредит не сможет выполнить своей стабилизирующей роли.

Кроме того, сообщаем, что в Государственную Думу внесен проект федерального закона, предоставляющего Банку России право приобретать 75% акций (долей) проблемных банков с целью осуществления мероприятий по их финансовой поддержке. Также Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят в первом чтении проект Федерального закона О государственном гарантировании вкладов населения в банках Российской Федерации, которым, в том числе, рассматриваются вопросы предоставления Банком России кредитов банкам под залог акций (долей) последних.

Учитывая изложенное, считаем, что данный законопроект требует доработки. Также полагаем, что он может быть рассмотрен межведомственной рабочей группой в ходе работы над новым проектом Федерального закона О Центральном банке Российской Федерации (Банке России).

 

А.А.КОЗЛОВ