Письмо Президента РФ от 29.10.1998 N Пр-1431

 

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 29 октября 1998 г. N Пр-1431

 

На основании ч. 3 ст. 107 Конституции Российской Федерации отклоняю направленный Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования Федеральный закон О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон Об основах туристской деятельности в Российской Федерации (далее именуется - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 16 сентября 1998 г. и одобренный Советом Федерации 14 октября 1998 г.

Федеральный закон не в полной мере соответствует Конституции Российской Федерации, противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации, Закону РСФСР Об инвестиционной деятельности в РСФСР, Закону РСФСР Об иностранных инвестициях в РСФСР, а также международным соглашениям о взаимной защите инвестиций, заключенным Российской Федерацией с иностранными государствами.

Федеральным законом запрещается заниматься туроператорской деятельностью индивидуальным предпринимателям по истечении срока действия лицензии, выданной им ранее в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации и п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В Федеральном законе отсутствуют основания для лишения индивидуальных предпринимателей права заниматься туроператорской деятельностью и ограничения срока их деятельности в зависимости от срока действия лицензии, выданной конкретному предпринимателю.

Федеральным законом предусматривается дополнение Федерального закона Об основах туристской деятельности в Российской Федерации ст. 4.1, которой правоспособность юридических лиц ставится в зависимость от их организационно-правовой формы, вида инвестирования, размера доли участия в уставном капитале иностранных инвесторов, а также гражданства руководителей этих юридических лиц, что противоречит ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей равенство участников гражданских отношений.

Установление размера доли участия в уставном капитале коммерческой организации иностранных инвесторов и инвесторов, являющихся гражданами Российской Федерации, также противоречит ст. 5 Закона РСФСР Об инвестиционной деятельности в РСФСР, в соответствии с которой все инвесторы имеют равные права на осуществление инвестиционной деятельности и инвестор самостоятельно определяет размеры инвестиций, а также ст. 7 указанного Закона, устанавливающей, что выбор партнеров и любых условий хозяйственных взаимоотношений является исключительной компетенцией субъектов инвестиционной деятельности.

Вводимое Федеральным законом количественное ограничение (по принципу гражданства Российской Федерации и постоянного проживания на территории Российской Федерации) состава коллегиального исполнительного органа (единоличного исполнительного органа) юридического лица не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации.

Нормами ст. 4.1 Федерального закона Об основах туристской деятельности в Российской Федерации существенно ограничивается правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства, что противоречит ст. ст. 8, 19, 55 и 62 Конституции Российской Федерации.

В связи с изложенным считаю необходимым пересмотреть концепцию Федерального закона О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон Об основах туристской деятельности в Российской Федерации, предусмотрев в нем в первую очередь введение норм, обеспечивающих законные интересы граждан Российской Федерации при получении туристских услуг.

 

Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН