ПРЕЗИДЕНТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 октября 1998
г. N Пр-1431
На
основании ч. 3 ст. 107 Конституции Российской Федерации отклоняю направленный
Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования Федеральный
закон О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон Об
основах туристской деятельности в Российской Федерации (далее именуется -
Федеральный закон), принятый Государственной Думой 16 сентября 1998 г. и
одобренный Советом Федерации 14 октября 1998 г.
Федеральный закон
не в полной мере соответствует Конституции Российской Федерации, противоречит
Гражданскому кодексу Российской Федерации, Закону РСФСР Об инвестиционной
деятельности в РСФСР, Закону РСФСР Об иностранных инвестициях в РСФСР, а также международным соглашениям о
взаимной защите инвестиций, заключенным Российской Федерацией с иностранными
государствами.
Федеральным законом
запрещается заниматься туроператорской деятельностью индивидуальным
предпринимателям по истечении срока действия лицензии, выданной им ранее в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В
соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации и п. 2 ст. 1
Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть
ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в
целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и
законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности
государства. В Федеральном
законе отсутствуют основания для лишения индивидуальных предпринимателей права
заниматься туроператорской деятельностью и ограничения срока их деятельности в
зависимости от срока действия лицензии, выданной конкретному предпринимателю.
Федеральным
законом предусматривается дополнение Федерального закона Об основах
туристской деятельности в Российской Федерации ст. 4.1, которой
правоспособность юридических лиц ставится в зависимость от их
организационно-правовой формы, вида инвестирования, размера доли участия в
уставном капитале иностранных инвесторов, а также гражданства руководителей
этих юридических лиц, что противоречит ст. 1 Гражданского кодекса Российской
Федерации, предусматривающей равенство участников гражданских отношений.
Установление
размера доли участия в уставном капитале коммерческой организации иностранных
инвесторов и инвесторов, являющихся гражданами Российской Федерации, также
противоречит ст. 5 Закона РСФСР Об инвестиционной деятельности в
РСФСР, в соответствии с которой все инвесторы имеют равные права на
осуществление инвестиционной деятельности и инвестор самостоятельно определяет
размеры инвестиций, а также ст. 7 указанного Закона, устанавливающей, что выбор
партнеров и любых условий хозяйственных
взаимоотношений является исключительной компетенцией субъектов инвестиционной
деятельности.
Вводимое
Федеральным законом количественное ограничение (по принципу гражданства
Российской Федерации и постоянного проживания на территории Российской
Федерации) состава коллегиального исполнительного органа (единоличного
исполнительного органа) юридического лица не предусмотрено Гражданским кодексом
Российской Федерации.
Нормами ст. 4.1
Федерального закона Об основах туристской деятельности в Российской
Федерации существенно ограничивается правоспособность иностранных граждан
и лиц без гражданства, что противоречит ст. ст. 8, 19, 55 и 62 Конституции
Российской Федерации.
В связи с изложенным считаю необходимым пересмотреть концепцию
Федерального закона О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
Об основах туристской деятельности в Российской Федерации,
предусмотрев в нем в первую очередь введение норм, обеспечивающих законные
интересы граждан Российской Федерации при получении туристских услуг.
Президент
Российской
Федерации
Б.ЕЛЬЦИН