Письмо Комитета по экономической политике от 02.11.1998 N 3.8-639

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ

 

ПИСЬМО

от 2 ноября 1998 г. N 3.8-639

 

Представляю экспертное заключение аппарата Комитета по экономической политике, в котором высказывается сомнение, что некоторые положения Соглашений об избежании двойного налогообложения, представленных на ратификацию, отвечают экономическим интересам Российской Федерации.

 

Заместитель

Председателя Комитета

А.Г.ПУЗАНОВСКИЙ

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

от 2 ноября 1998 г. N 3.8-640и

 

НА ПРОЕКТЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ О РАТИФИКАЦИИ

МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ СОГЛАШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С ЕГИПТОМ, МАКЕДОНИЕЙ, ИРАНОМ, КНДР И ТУРКМЕНИСТАНОМ

ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

 

Как известно, фактически при проведении инвестиционной политики Российской Федерации предпочтение отдавалось портфельным инвестициям в спекулятивном финансовом секторе, о негативных последствиях которых имеется достаточная информация. В связи с этим как первоочередная важнейшая задача декларируется привлечение прямых инвестиций, отечественных и иностранных, в реальный сектор российской экономики. Одним из способов стимулирования привлечения инвестиций является предоставление налоговых льгот инвестору, отечественному или иностранному (в силу предоставления национального режима), в форме освобождения от уплаты налога или снижения ставки налога.

Из абзаца второго пункта 2 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) следует, что в определенных законом случаях возможно предоставление налоговых льгот инвесторам. Не допускается лишь избирательный подход при установлении налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Между тем, сложившаяся практика заключения международных договоров Российской Федерации в форме межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения (проводят переговоры и подписывают по решениям Правительства Российской Федерации Минфин России и Госналогслужба России) практически лишают смысла предоставление указанных налоговых льгот инвесторам, так как в случае освобождения от уплаты налога или снижения ставки налога в России, налог в полном размере будет взыскан в доход государства, резидентом которого является инвестор. Таким образом, инвестор ничего не выигрывает и не проигрывает с точки зрения налогообложения, но в случае применения налоговых льгот в проигрыше будет бюджет Российской Федерации. Например, если в нашей стране налог на прибыль взимается по ставке 35%, а в стране иностранного инвестора по ставке 37%, то в этом случае с иностранного инвестора будет взыскан налог в его стране в размере 2%. Если ставка налога на прибыль в стране иностранного инвестора, допустим, 32%, то естественно в его стране налог не будет взиматься. Если в нашей стране инвесторы, отечественные и иностранные, будут освобождены от уплаты налога (например, если закон установит налоговые льготы при реализации инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики), то в стране нерезидента с него тем не менее может быть взыскан налог по полной ставке, предусмотренной законодательством этой страны.

Положения, ведущие к такому результату, содержатся, соответственно, в статьях 23 или 24 вышеперечисленных Соглашений с небольшими редакционными модификациями, но с одинаковым смыслом.

Образцом такой статьи об избежании двойного налогообложения может служить статья 24 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Арабской Республики Египет об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал. Ниже следует ее текст:

1. Если резидент одного Договаривающегося Государства получает доход или владеет капиталом, которые в соответствии с положениями настоящего Соглашения могут облагаться налогом в другом Договаривающемся Государстве, первое упомянутое Договаривающееся Государство разрешит вычет из налога на доход или капитал такого резидента суммы, равной налогу на доход или капитал, уплаченному в таком другом Договаривающемся Государстве. Однако, сумма такого вычета не должна превышать ту часть налога на доход или капитал, рассчитанного до того, как был произведен вычет, которая относится, в зависимости от обстоятельств, к доходу или капиталу, которые могут облагаться налогом в таком другом Договаривающемся Государстве.

2. Если в соответствии с любым положением настоящего Соглашения резидент Договаривающегося Государства получает доход или владеет капиталом, которые освобождаются от налогообложения в этом Договаривающемся Государстве, такое Государство может тем не менее при исчислении суммы налога на оставшуюся часть дохода или капитала такого резидента принять во внимание освобожденный от налогообложения доход или капитал.

В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по экономической политике вносит следующие предложения:

1) не ратифицировать представленные на рассмотрение Государственной Думы проекты федеральных законов о ратификации вышеперечисленных международных договоров Российской Федерации;

2) рекомендовать Правительству Российской Федерации провести дополнительные переговоры с правительствами соответствующих государств о подписании дополнительных протоколов к Соглашениям о понимании (ясном, а недвусмысленном) статей об избежании двойного налогообложения, а именно, что в случае, если одно договаривающееся государство предоставляет налоговые льготы инвесторам на территории этого государства, то на взаимной основе другое договаривающееся государство также предоставит аналогичные налоговые льготы инвесторам на своей территории.

 

Руководитель

аппарата Комитета

В.В.ИВАНОВ