Письмо Комитета по транспорту от 21.01.2011 N 3.13-14/21

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ТРАНСПОРТУ

 

ПИСЬМО

от 21 января 2011 г. N 3.13-14/21

 

Направляем заключение Комитета на проект Федерального закона N 468534-5 О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (о правовых основах создания дорожных фондов и особенностях реализации государственной программы вооружения Российской Федерации), внесенный Правительством Российской Федерации.

 

Председатель Комитета

С.Н.ШИШКАРЕВ

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 468534-5 О ВНЕСЕНИИ

ИЗМЕНЕНИЙ В БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

(о правовых основах создания дорожных фондов и особенностях

реализации государственной программы вооружения

Российской Федерации)

 

Комитет Государственной Думы по транспорту рассмотрел проект Федерального закона N 468534-5 О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и сообщает следующее.

Законопроект подготовлен с целью создания правовой основы для формирования с 1 января 2011 года дорожных фондов и ориентирован на реализацию положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011 - 2013 годах от 29 июня 2010 года, направленных на устойчивое финансовое обеспечение содержания и развития автомобильных дорог, в том числе путем создания системы дорожных фондов.

Законопроектом предлагается дополнить Бюджетный кодекс Российской Федерации новой статьей 179.4, которая как раз и будет определять правовые основания создания дорожных фондов.

В данной статье предлагается закрепить понятие дорожного фонда как части средств бюджета, подлежащей использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности, под которой в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В составе федерального бюджета предлагается формировать Федеральный дорожный фонд.

Так, в соответствии с частью 4 статьи 1 законопроекта под дорожным фондом понимается часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования. При этом к дорожным фондам относятся Федеральный дорожный фонд и дорожные фонды субъектов Российской Федерации.

Объем бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда предлагается определять при составлении проекта Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

При этом объем бюджетных ассигнований указанного фонда предлагается рассчитывать в размере не менее базового объема бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда и прогнозируемого на очередной финансовый год и на плановый период объема доходов федерального бюджета от акцизов на нефтепродукты, использования имущества, входящего в состав автомобильных дорог общего пользования федерального значения, передачи в аренду земельных участков, расположенных в полосе отвода, сборов за проезд автотранспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств, платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами с разрешенной массой свыше 12 тонн или осуществляющими перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, и иных источников.

Законопроектом установлено, что как и для Инвестиционного фонда Российской Федерации остатки средств Федерального дорожного фонда на начало текущего финансового года направляются на увеличение в текущем финансовом году объемов бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда.

В целях повышения эффективности и результативности функционирования системы дорожных фондов законопроектом предусматривается возможность направления бюджетных ассигнований дорожных фондов, не использованных в текущем финансовом году, на увеличение таких бюджетных ассигнований в очередном финансовом году. Указанные положения законопроекта распространяются как на Федеральный дорожный фонд, так и на дорожные фонды субъектов Российской Федерации.

Комитет считает необходимым отметить следующие предложения и замечания к законопроекту.

Законопроектом регламентируется, что порядок формирования и использования бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда устанавливается Правительством Российской Федерации, но представляется непонятным на основании каких принципов ассигнования Федерального дорожного фонда будут распределяться между расходами на ремонт, содержание и капитальный ремонт автомобильных дорог, с одной стороны, и на строительство и реконструкцию этих объектов, с другой, не определен и порядок формирования части средств Федерального дорожного фонда, направляемых в дорожные фонды субъектов Российской Федерации.

Законопроектом также предусматриваются изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. В частности, статьей 2 законопроекта вносятся изменения в КоАП РФ в виде новой статьи 12.21.3, в которой устанавливается ответственность, в частности, водителя и должностного лица за несоблюдение законодательства о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Данная норма представляется спорной, так как входит в противоречие со статьей 3 рассматриваемого законопроекта в части дополнения главы 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации новой статьей 31.1, где предусмотрено, что обязанность внесения обозначенной платы лежит на владельце соответствующего транспортного средства.

Представляется целесообразным в законопроекте регламентировать и возможность ежегодной индексации базового объема Федерального дорожного фонда, как минимум, на прогнозируемые индексы цен производителей по виду экономической деятельности Строительство с целью частичного снижения дефицита финансирования дорожного хозяйства.

В законопроекте не урегулированы вопросы формирования, распределения и предоставления субсидий из Федерального дорожного фонда дорожным фондам субъектов Российской Федерации. В то же время данные средства могут являться определяющим источником финансового обеспечения дорожной деятельности значительного количества субъектов Российской Федерации, поэтому принципы их распределения между субъектами Российской Федерации было бы целесообразно установить в законопроекте, а не в нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации.

Комитет Государственной Думы по транспорту в целом поддерживает законопроект и считает, что введение, создание дорожных фондов благоприятно отразится на положении в сфере дорожного хозяйства Российской Федерации при условии сохранения им целевой направленности.

Исходя из вышеизложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект Федерального закона N 468534-5 О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (о правовых основах создания дорожных фондов и особенностях реализации государственной программы вооружения Российской Федерации), внесенный Правительством Российской Федерации.

 

Председатель Комитета

С.Н.ШИШКАРЕВ