Письмо Комитета СФ ФС РФ по социальной политике и здравоохранению от 28.01.2011 N 3.13-06/81

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КОМИТЕТ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

И ЗДРАВООХРАНЕНИЮ

 

ПИСЬМО

от 28 января 2011 г. N 3.13-06/81

 

Комитет Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению рассмотрел проект Федерального закона N 458192-5 О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части приведения норм трудового права по совершенствованию регулирования социального партнерства в соответствие с решением Международной организации труда) (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы Н.В. Левичевым, О.В. Шеиным, А.Л. Бурковым, В.А. Лекаревой и др., направленный для подготовки отзывов, предложений и замечаний, в соответствии с выпиской из протокола заседания Совета Государственной Думы от 20 декабря 2010 г. N 254 и сообщает следующее.

Законопроект вносит изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, направленные на уравнивание в правах всех профсоюзов во взаимоотношениях с работодателями по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. В этой связи применяемый в нормах Трудового кодекса Российской Федерации термин выборный орган первичной профсоюзной организации заменяется термином профсоюз.

Аналогичное изменение вносится законопроектом в статью 82 Трудового кодекса Российской Федерации. Действующей редакцией этой статьи предусматривается участие выборного органа первичной профсоюзной организации в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя в связи с сокращением численности или штата работников. При принятии решения по этому вопросу работодатель сообщает об этом в письменной форме выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению - не позднее трех месяцев до начала проведения соответствующих мероприятий. Кроме того, данной статьей предусматривается, что увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, производится с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Процедура учета работодателем мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и соответствующие сроки установлены статьей 373 Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 2 Федерального закона О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности, профсоюз - это добровольное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности в целях представительства и защиты их социально-трудовых интересов. При этом статья 3 указанного Федерального закона подразделяет профсоюзы на общероссийский профсоюз, общероссийское объединение профсоюзов, межрегиональный профсоюз, территориальная организация профсоюзов, профсоюзный орган, первичная профсоюзная организация. Указанный Федеральный закон предоставляет право профсоюзам самостоятельно определять свою структуру. Из этого следует, что при принятии законопроекта в предложенной редакции, работодатель обязан будет сообщать о предстоящем сокращении численности или штата работников не выборному органу первичной профсоюзной организации, действующему в данной организации, а некоему профсоюзу. Но законопроектом не раскрывается, какой именно профсоюзный орган понимается под профсоюзом, учитывая, что профсоюзов несколько и имеют они различную многоуровневую структуру. В то же время в пункте 4 статьи 99, части 3 статьи 112, части 5 статьи 113, части 1 статьи 123 Трудового кодекса Российской Федерации по-прежнему будет применяться термин выборный орган первичной профсоюзной организации.

Аналогичная проблема возникает и при учете работодателем мнения профсоюза при увольнении работников, являющихся членами профсоюза. Следует подчеркнуть, что процедура учета мнения установлена статьей 373 Трудового кодекса Российской Федерации применительно к согласованию этого вопроса именно с выборным органом первичной профсоюзной организации, действующим в данной организации. С этой целью установлены и соответствующие сроки направления работодателю мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (7 рабочих дней), проведения дополнительных консультаций и составления протокола (3 рабочих дня) и принятия работодателем окончательного решения по вопросу увольнения работников (10 рабочих дней со дня направления документов). Принятие же законопроекта в такой редакции с одной стороны создаст неопределенность и затруднит его практическое применение, а с другой - затруднит реализацию работодателем своего права на расторжение трудового договора с работником по основаниям, предусмотренным трудовым законодательством. Аналогичное замечание касается и пункта 20 статьи 1 законопроекта, в котором содержится предложение о согласовании работодателем своих локальных нормативных актов с профсоюзом.

Законопроектом вносятся также изменения в статью 374 Трудового кодекса Российской Федерации, в которой восстанавливается положение об увольнении руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций, не освобожденных от основной работы по основанию, предусмотренному пунктом 5 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, с согласия вышестоящего профсоюзного органа.

Вопрос об обоснованности установления этой гарантии членам выборных профсоюзных органов организаций, не освобожденных от основной работы, неоднократно рассматривался Конституционным Судом Российской Федерации. Определением от 3 ноября 2009 года N 1369-О-П Конституционный Суд Российской Федерации признал положение части первой статьи 374 Трудового кодекса Российской Федерации об увольнении руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений по пункту 5 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации с предварительного согласия вышестоящего профсоюзного органа не действующим и не подлежащим применению, как неконституционное. В соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона О Конституционном Суде Российской Федерации решения этого судебного органа обязательны для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти. Во исполнение указанного Определения Конституционного Суда Российской Федерации Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу законопроект N 458626-5 о внесении соответствующих изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации.

Действующей частью 2 статьи 399 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривается, что требования, выдвинутые работниками в связи с коллективным трудовым спором, утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников, излагаются в письменной форме и направляются работодателю. Законопроектом предлагается записать в этой норме, что требования работников выдвигаются представителями работников и в порядке, предусмотренном уставами профсоюзов. Тем самым работники, как сторона коллективного трудового спора, лишаются права выдвигать соответствующие требования к работодателю, что входит в противоречие с частью первой статьи 399 Трудового кодекса Российской Федерации, которой такое право им предоставлено. Кроме того, в соответствии со статьей 7 Федерального закона О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности уставом профсоюза регулируются вопросы профсоюзной деятельности. Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров к профсоюзной деятельности не относится. Аналогичное замечание касается и внесения законопроектом изменений в статью 410 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которым решение об объявлении забастовки принимается общим собранием (конференцией) работников в порядке, предусмотренном уставом профсоюза.

На основании изложенного Комитет Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению не поддерживает концепцию настоящего законопроекта.

Для сведения сообщаю, что Комиссия Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества (соисполнитель), рассмотрев законопроект, приняла решение не поддерживать его концепцию.

 

Председатель Комитета

В.А.ПЕТРЕНКО