Письмо Комитета по аграрным вопросам от 24.02.2011 N 3.10-9/49

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО АГРАРНЫМ ВОПРОСАМ

 

ПИСЬМО

от 24 февраля 2011 г. N 3.10-9/49

 

Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам в соответствии с решением Совета Государственной Думы (протокол N 259 от 24 января 2011 года) направляет свое заключение на проект Федерального закона N 482298-5 Об аквакультуре, внесенный Правительством Российской Федерации.

 

Председатель Комитета

В.П.ДЕНИСОВ

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 482298-5 ОБ АКВАКУЛЬТУРЕ

 

Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам рассмотрел проект Федерального закона N 482298-5 Об аквакультуре, внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.

Развитие аквакультуры в России находится на крайне низком уровне. Доля продукции аквакультуры в общероссийской добыче рыбы и других водных животных и растений не превышает 5%, а душевое потребление такой продукции составляет 10% от всего рыбного рациона.

Основными причинами такого положения является отсутствие комплексной системы государственного регулирования, включая нормативно-правовую базу, регламентирующую правовые отношения в области аквакультуры, мер государственной поддержки.

Некоторые правовые нормы регулирования отношений в области аквакультуры содержатся во многих действующих нормативных правовых актах, однако они нередко противоречат друг другу и не учитывают в должной мере специфику отношений в данной области.

Законопроектом, подготовленным Правительством Российской Федерации предлагается урегулировать отношения, связанные с искусственным воспроизводством, разведением и выращиванием рыб и других водных животных и растений, а также водорослей, осуществляемые под частичным или полным контролем человека.

Внесенный Правительством Российской Федерации законопроект подготовлен в целях создания комплексной законодательной базы, регламентирующей правовые отношения в сфере аквакультуры, обеспечивающей получение пищевой, технической и другой продукции, а также сохранение биоразнообразия в водоемах страны.

В рассматриваемом законопроекте определены основные понятия, в том числе те, которые в действующем законодательстве отсутствуют (например, пастбищное рыбоводство, рыбоводный участок и др.); определены основные принципы государственной политики в области аквакультуры; введены правовые нормы, устанавливающие правила предоставления и пользования водными объектами в целях аквакультуры и определяющие право собственности на культивируемые водные животные и растения; регламентированы виды товарного рыбоводства.

Поддерживая концепцию предложенного Правительством Российской Федерации законопроекта, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам считает целесообразным при подготовке ко второму чтению законопроекта:

- обратить внимание на отсутствие в нем существующих на практике понятий рыбоводство, сельскохозяйственное рыбоводство, интегрированное с другими видами сельскохозяйственного производства, одомашненные виды рыб и индустриальное рыбоводство;

- обратить внимание на наличие ухудшающих условий развития аквакультуры по сравнению с действующим законодательством: введение нового понятия рыбоводный участок (статья 2 пункт 12 законопроекта) повлечет за собой утверждение перечня таких рыбоводных участков, введение договорных условий предоставления права пользования этим участком установления порядка организации проведения торгов на право заключения договора о предоставлении права пользования этим участком, новый порядок участия юридических лиц в формировании водных биоресурсов, связанный с определением и использованием промыслового возврата и другие процедуры.

В настоящее время уже действуют правила размещения хозяйственных объектов и внедрения новых процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и введение новых процедур поставит перед предпринимателями в области аквакультуры новые препятствия. Кроме того, использование акватории водного объекта регулируется Водным кодексом Российской Федерации;

- обратить внимание на наличие в законопроекте излишней регламентации некоторых положений. К примеру, договор о предоставлении права пользования рыбоводным участком;

- исключить как избыточную статью 15 Ремонтно-маточные стада объектов аквакультуры, регламентирующую производственные и технологические процессы в сфере аквакультуры и содержащую коррупционную составляющую. В Российской Федерации уже существует реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, куда включены и достижения в области рыбоводства, что стимулирует внедрение в рыбоводство качественного племенного посадочного материала при выращивании товарной рыбы. Ежегодный сбор информации о наличии и составе всех маточных стад будет отвлекать рыбоводов от реальных производственных действий по развитию аквакультуры.

Комитет отмечает также, что данная редакция представленного законопроекта в основном решает проблему государственного регулирования, включая нормативно-правовую базу с учетом специфики отношений в данной сфере.

В то же время, в предложенной редакции законопроекта понятийный аппарат в области аквакультуры, правовые нормы, устанавливающие правила предоставления и пользования водными объектами в целях аквакультуры, нормы, определяющие право собственности на продукцию аквакультуры, а также нормы изъятия собственных объектов аквакультуры имеют отдельные положения, нуждающиеся в уточнении и доработке. Такие уточнения будут содействовать повышению антикоррупционной составляющей, принципу равенства и социальной справедливости, а также рациональному и эффективному использованию объектов аквакультуры и биоресурсов.

По мнению Комитета, такие доработки и уточнения могут быть внесены в рамках работы над законопроектом после принятия его в первом чтении.

Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам рекомендует принять в первом чтении проект Федерального закона N 482298-5 Об аквакультуре, внесенный Правительством Российской Федерации.

 

Председатель Комитета

В.П.ДЕНИСОВ