Письмо Правительства РФ от 06.11.1998 N 5337п-П13

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 6 ноября 1998 г. N 5337п-П13

 

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ

И ДОПОЛНЕНИЯ В ПУНКТ 2 СТАТЬИ 837 ГРАЖДАНСКОГО

КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект Федерального закона О внесении изменения и дополнения в пункт 2 статьи 837 Гражданского кодекса Российской Федерации. В связи с непредставлением финансово-экономического обоснования и отсутствием в пояснительной записке информации о возможных расходах федерального бюджета или изменении финансовых обязательств государства Правительство Российской Федерации не имеет возможности подготовить заключение в соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации. Если законопроект не требует расходов из федерального бюджета или не влечет изменения финансовых обязательств государства, то заключения Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации по данному законопроекту не требуется. По существу законопроекта Правительство Российской Федерации направляет официальный отзыв.

 

Первый заместитель

Председателя Правительства

Российской Федерации

Ю.МАСЛЮКОВ

 

 

 

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ

И ДОПОЛНЕНИЯ В ПУНКТ 2 СТАТЬИ 837 ГРАЖДАНСКОГО

КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

В представленном проекте Федерального закона О внесении изменения и дополнения в пункт 2 статьи 837 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - проект) предлагается внести изменение в действующий порядок востребования вкладов, с тем чтобы исключить для вкладчиков право (предусмотренное ныне действующей статьей 837 Гражданского кодекса Российской Федерации) требовать досрочного возврата вкладов, помещенных в банк на условиях возврата по истечении установленного срока.

Указанный проект нельзя назвать удачным прежде всего потому, что он предлагает изменить норму, направленную на обеспечение баланса интересов банка и вкладчика, причем изменить в сторону резкого ущемления прав вкладчика - физического лица.

Проект основан на неверном представлении о существе договора банковского вклада и о распределении между сторонами этого договора рисков, связанных с его возможным нарушением контрагентом.

По договору банковского вклада вкладчик передает свои денежные средства банку в собственность и вместо этого получает лишь основанное на договоре обязательственное право требовать у банка по прошествии времени соответствующую сумму денежных средств. В результате вкладчик полностью принимает на себя риск того, что банк окажется не в состоянии вернуть сумму вклада и причитающееся вкладчику вознаграждение - проценты по вкладу.

Оценивая риск вкладчика в договоре банковского вклада, можно указать на следующее:

1) у вкладчика, в особенности у физического лица, как правило, нет другого средства защиты, кроме ничем не обеспеченного права требования к банку вернуть помещенную во вклад сумму;

2) на вкладчика падает риск того, что эти средства будут использованы банком неумело, для чрезмерно рисковых операций или даже противоправно.

Закон предусматривает особую защиту интересов вкладчиков - физических лиц. Главным мотивом помещения гражданами средств во вклады является обеспечение сохранности принадлежащих им средств. В то же время именно эта категория вкладчиков наименее способна оценить риски, связанные со вкладом денег в определенный банк, с состоянием и перспективами экономической ситуации.

Стремление создать стопроцентную уверенность банку в том, что полученные им средства будут находиться в его распоряжении, является неверным. Банковская деятельность, как и любая иная предпринимательская деятельность, является в силу абзаца 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельностью, направленной на систематическое извлечение прибыли. В контексте рассматриваемых отношений это как раз и означает, что банк несет неблагоприятные последствия, связанные с такой деятельностью, в том числе и убытки, причиненные необходимостью досрочного возврата денежных сумм вкладчикам.

Проект, преследуя сугубо экономическую цель стимулирования развития рынка долгосрочных кредитов, не имеет экономического и социологического обоснования.

Нет оснований считать, что предусмотренные Гражданским кодексом РФ условия банковского вклада граждан нарушают баланс интересов банка и вкладчика в пользу гражданина.

Действующая редакция пункта 2 статьи 837 Гражданского кодекса РФ касается, прежде всего, физических лиц, что придает этой норме определенное социальное содержание. Поэтому законодательное ограничение свободы вкладчиков в любое время потребовать возврата своих вкладов, внесенных на условиях срочного вклада, может способствовать дальнейшему ухудшению экономической ситуации, так как, скорее всего, повлечет существенный дополнительный отток денежных средств граждан из банков и не будет способствовать выводу банковской системы из кризисного положения.

На основании вышеизложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный проект Федерального закона О внесении изменения и дополнения в пункт 2 статьи 837 Гражданского кодекса Российской Федерации.