Письмо Комитета СФ ФС РФ по социальной политике и здравоохранению от 18.05.2011 N 3.13-06/711

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КОМИТЕТ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

И ЗДРАВООХРАНЕНИЮ

 

ПИСЬМО

от 18 мая 2011 г. N 3.13-06/711

 

Комитет Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению рассмотрел проект Федерального закона N 518753-5 О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (об изменении порядка рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров) (далее - законопроект), внесенный в Государственную Думу депутатом Государственной Думы А.С. Ивановым и рассмотренный Советом Государственной Думы 18 апреля 2011 года.

В целях совершенствования трудового законодательства законопроектом предлагается внести изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации.

Статьей 393 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривается освобождение работников от уплаты пошлин и судебных расходов при их обращении в суд по делам, вытекающим из трудовых отношений. Законопроектом предлагается освобождать от уплаты пошлин и судебных расходов по указанным делам не только самих работников, но и их представителей. Такое предложение заслуживает внимания, поскольку речь идет об обращении в суд с иском для защиты трудовых прав работника.

Законопроектом предлагается также внести изменения, касающиеся порядка рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров. В частности, предлагается наделить профсоюзы правом самостоятельно выдвигать требования к работодателям в рамках рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора без утверждения их на общем собрании (конференции) работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя. По мнению автора законопроекта, такое предложение направлено на упрощение процедуры рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора. С таким мнением согласиться нельзя.

Согласно части 1 статьи 399 Трудового кодекса Российской Федерации правом выдвижения требований к работодателям обладают как работники, так и их представители, определяемые в соответствии со статьями 29 - 31 и частью 5 статьи 40 Трудового кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 30 Трудового кодекса Российской Федерации интересы работников данного работодателя в социальном партнерстве, являющихся членами соответствующих профсоюзов, а в случаях и порядке, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации - интересы всех работников данного работодателя независимо от членства в профсоюзах, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем - представляют первичные профсоюзные организации. Таким образом, профсоюзы представляют интересы работников при рассмотрении и разрешении коллективного трудового спора, который может закончиться объявлением забастовки.

Согласно части 4 статьи 37 Конституции Российской Федерации признается право на коллективные трудовые споры именно работников с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. При таких обстоятельствах законодатель обоснованно предусмотрел, что выдвинутые представительным органом работников требования должны утверждаться решением самих работников, а не профсоюзом, который наделен лишь правом представлять их интересы. Такое законодательное предложение не приемлемо и потому, что порядок выдвижения требований к работодателям представительным органом работников будет предусматриваться уставом соответствующего профсоюза, а профсоюзов может быть несколько. Выдвижение требований к работодателям является составной частью порядка рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора, он должен быть единым и определяться законом, как это вытекает из части 4 статьи 37 Конституции Российской Федерации, а не уставом профсоюза.

Комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности, рассмотрев законопроект, принял решение не поддерживать его концепцию, так как законопроектом предлагается предоставить работникам и их представителям право проводить собрания, митинги и пикетирование не только на территории муниципальных образований, но и на территории организации и индивидуального предпринимателя, что, по мнению Комитета, выходит за пределы регулирования Трудового кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного, Комитет Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению не поддерживает концепцию настоящего законопроекта.

 

Первый заместитель

Председателя Комитета

Л.Н.ПОНОМАРЕВА