Письмо Комитета по аграрным вопросам от 20.06.2011 N 3.10-9/172

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО АГРАРНЫМ ВОПРОСАМ

 

ПИСЬМО

от 20 июня 2011 г. N 3.10-9/172

 

В соответствии с поручением Совета Государственной Думы (от 12 июня 2011 года, протокол N 285) Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам рассмотрел проект Федерального закона N 549380-5 О ратификации Соглашения о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства, внесенный Правительством Российской Федерации, и направляет заключение по указанному законопроекту.

 

Председатель Комитета

В.П.ДЕНИСОВ

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 549380-5 О РАТИФИКАЦИИ

СОГЛАШЕНИЯ О ЕДИНЫХ ПРАВИЛАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ

СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

 

Проект Федерального закона N 549380-5 О ратификации Соглашения о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства (далее - Соглашение), внесенный Правительством Российской Федерации, направлен на создание правовых основ и единых правил осуществления государственной поддержки сельского хозяйства для поддержания конкуренции на соответствующих рынках, обеспечения функционирования единого рынка, удовлетворения потребностей производителей товаров, их потребителей и общества в целом, которое было подписано 9 декабря 2010 года.

Соглашение направлено также на углубление и ускорение интеграционных процессов в Таможенном союзе в рамках Единого экономического пространства.

Предметом Соглашения являются формирование условий для добросовестной конкуренции на сельскохозяйственных рынках Сторон и в условиях международной торговли, расширение взаимной торговли, устойчивое развитие отрасли сельского хозяйства посредством создания прозрачных и предсказуемых правил оказания государственной поддержки, а также стремление осуществлять их на основе единых правил.

В Соглашении конкретизируется терминология, употребляемая в нормативно-правовой базе Единого правового пространства (административно-территориальные единицы, субсидирующий орган и государственная поддержка сельского хозяйства, означающая финансовое содействие, оказываемое правительством или иным государственным органом государства Стороны или местного самоуправления производителям сельскохозяйственных товаров напрямую либо через уполномоченного ими агента).

В соглашении классифицированы меры государственной поддержки по степени их влияния на взаимную торговлю и закреплен порядок оказания мер поддержки в зависимости от их искажающего воздействия на торговлю. Меры поддержки по степени искажения торговли разделены на три группы:

1) запрещенные - экспортные и импортозамещающие субсидии;

2) разрешенные - меры государственной поддержки, не оказывающие искажающего воздействия на торговлю (применение таких мер не ограничено);

3) ограниченные - меры государственной поддержки, оказывающие искажающее влияние на торговлю (не должны превышать разрешенный объем в 10% от валовой стоимости произведенной сельскохозяйственной продукции).

Меры поддержки имеют объективные критерии и строгие условия предоставления ограниченному числу предприятий, являющихся только субъектами внешнеэкономической деятельности.

Соглашение предусматривает процедуру контроля объемов государственной поддержки в форме предварительных нотификаций и уведомлений по итогам исполнения бюджета.

Соглашение содержит положения об ответственности Сторон за нарушение правил предоставления поддержки. В случае нарушения положений Соглашения в части предоставления мер государственной поддержки сельского хозяйства, в наибольшей степени искажающих торговлю, или мер, превышающих предельные допустимые объемы, предусмотрена процедура, в соответствии с которой прекращается предоставление субсидии, в результате которой Соглашение было нарушено, кроме того, предусматривается выплата компенсации. В случае если компенсация не была выплачена в согласованные Сторонами сроки, заинтересованная Сторона вправе ввести компенсационную меру в соответствии со своим национальным законодательством.

Положения Соглашения, как сказано в пояснительной записке, соответствуют нормам международного права и не противоречат международным обязательствам Российской Федерации.

В то же время Соглашение предполагает иные правила и формы государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, чем предусмотренные в российском законодательстве, и по мнению Комитета вызывает необходимость внесения изменений в российское аграрное законодательство.

В частности, в Соглашении приводится классификация мер государственной поддержки по степени искажающего воздействия на взаимную торговлю, которая Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ О развитии сельского хозяйства (далее - Закон о развитии сельского хозяйства) не предусмотрена.

Вместе с тем основные направления государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства определены Законом о развитии сельского хозяйства.

Также в соответствии с пунктом 5 решения Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (Высшего органа Таможенного союза) правительствам Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации поручено обеспечить ратификацию соглашений, формирующих Единое экономическое пространство (далее - ЕЭП).

На основании изложенного и в связи с тем, что Соглашение входит в список договоров, формирующих ЕЭП, и Стороны условились о его последующей ратификации, Соглашение подлежит ратификации на основании подпункта а пункта 1 и пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ О международных договорах Российской Федерации.

Исходя из представленного финансово-экономического обоснования к законопроекту, выполнение Российской Федерацией данного Соглашения Реализация Соглашения не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.

Таким образом, реализация Соглашения в целом обеспечит долговременную стабильность и предсказуемость правовой среды, будет способствовать развитию взаимной торговли и добросовестной конкуренции на продовольственных рынках.

С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам поддерживает ратификацию Соглашения и рекомендует Государственной Думе принять проект Федерального закона N 543319-5 О ратификации Соглашения о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства, внесенный Правительством Российской Федерации.

 

Председатель Комитета

В.П.ДЕНИСОВ