Письмо Президента РФ от 10.11.1998 N Пр-1480

 

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 10 ноября 1998 г. N Пр-1480

 

Отклоняю принятый Государственной Думой, одобренный Советом Федерации и представленный в соответствии со статьей 107 Конституции Российской Федерации Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования Федеральный закон О внесении изменений в статью 25 Федерального закона О безопасности дорожного движения.

Статьей 1 Федерального закона О безопасности дорожного движения предусмотрено, что его задачами являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. В качестве основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения статья 3 Федерального закона О безопасности дорожного движения закрепляет, в частности, приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.

В противоречие с названными задачами и принципами вступают положения Федерального закона О внесении изменений в статью 25 Федерального закона О безопасности дорожного движения (далее именуется - Закон), касающиеся снижения требований к возрасту лиц, допускаемых к сдаче экзаменов на получение права на управление транспортными средствами, а также лиц, получающих право на управление транспортными средствами категории Д (пункты а и б статьи 1 Закона).

Кроме того, федеральным органам исполнительной власти предоставляются полномочия по установлению для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и получивших право на управление транспортными средствами категории Д в девятнадцатилетнем возрасте, особого порядка труда и отдыха, а также особого режима движения управляемых ими транспортных средств. Причем из текста Закона не вытекает, что это должно быть направлено только на уменьшение нагрузки на девятнадцатилетних водителей.

Предлагаемые Законом изменения в части допуска к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами категории В и категории С лиц, достигших семнадцатилетнего возраста и прошедших соответствующую подготовку, не смогут обеспечить потребности военной службы в лицах, уже имеющих водительские удостоверения, так как далеко не все указанные лица будут призваны на военную службу. Вместе с тем названные изменения вступают в противоречие со статьей 27 Федерального закона О безопасности дорожного движения. Пунктом 1 этой статьи предусмотрено, что право на управление транспортными средствами предоставляется гражданам, сдавшим квалификационные экзамены, при условиях, перечисленных в статье 25 Федерального закона О безопасности дорожного движения. С учетом предлагаемых Законом изменений это могут быть лица семнадцатилетнего возраста (для транспортных средств категорий В и С) и лица девятнадцатилетнего возраста (для транспортных средств категории Д). Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона О безопасности дорожного движения установлено, что право на управление транспортными средствами подтверждается соответствующим удостоверением. На территории Российской Федерации действуют национальные и международные водительские удостоверения, соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации.

В соответствии с Женевской конвенцией о дорожном движении 1949 г. и Венской конвенцией о дорожном движении 1968 г. минимальный возраст для получения водительского удостоверения на право управления автомобилем - 18 лет, а для получения водительского удостоверения на право управления транспортными средствами категорий С, Д и Е - 21 год.

Положение пункта а статьи 1 Закона, возлагающее на учебные организации Российской оборонной спортивно-технической организации задачу подготовки к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами, противоречит части первой статьи 17 Федерального закона Об общественных объединениях, в соответствии с которой не допускается вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц. Кроме того, предоставление Российской оборонной спортивно-технической организации преимущественного права заниматься по направлениям военных комиссариатов подготовкой лиц, достигших семнадцатилетнего возраста, к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами категории В и категории С противоречит части второй статьи 17 Федерального закона Об общественных объединениях.

Не может быть признано соответствующим статье 19 Конституции Российской Федерации положение, установленное пунктом а статьи 1 Закона, в соответствии с которым право сдавать экзамены и получать водительские удостоверения на право управления транспортными средствами категории В и категории С с семнадцатилетнего возраста предоставляется отдельным лицам, в то время как все остальные могут реализовать это право только с восемнадцатилетнего возраста.

В связи с этим полагаю невозможным подписание и обнародование Федерального закона О внесении изменений в статью 25 Федерального закона О безопасности дорожного движения.

 

Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН