Письмо Комитета СФ ФС РФ по социальной политике и здравоохранению от 16.11.2011 N 3.13-06/1617

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КОМИТЕТ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

И ЗДРАВООХРАНЕНИЮ

 

ПИСЬМО

от 16 ноября 2011 г. N 3.13-06/1617

 

Комитет Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению повторно рассмотрел проект Федерального закона N 458158-5 О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (о создании и деятельности объединений работодателей) (далее - законопроект), внесенный в Государственную Думу депутатами Государственной Думы Е.В. Паниной, В.Г. Драгановым, И.Н. Габдрахмановым и рассмотренный Советом Государственной Думы 17 октября 2011 года.

Законопроект вносит изменения в Федеральный закон Об объединении работодателей, Трудовой кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон О некоммерческих организациях и направлен на приведение их в соответствие с положениями Конвенции МОТ N 87 от 9 июня 1948 года О свободе ассоциаций и защите права на организацию.

Рассмотрев новую редакцию законопроекта, Комитет отмечает следующее.

Законопроектом предлагается исключить из текста части 1 статьи 2 Федерального закона Об объединениях работодателей положение о том, что объединения работодателей осуществляют защиту прав своих членов в сфере социально-трудовых отношений во взаимоотношениях с другими субъектами в социальном партнерстве. Новая редакция этой нормы устанавливает, что объединения работодателей создаются в целях представительства и защиты своих законных прав и интересов. На этом основании предлагается соответственно изменить и редакцию части 3 статьи 33 Трудового кодекса Российской Федерации, которая, по мнению авторов законопроекта, должна корреспондировать с предлагаемой ими редакцией части 1 статьи 2 Федерального закона Об объединениях работодателей, но фактически редакция части 3 статьи 33 иная.

В соответствии со статьями 23, 25, 33 Трудового кодекса Российской Федерации объединения работодателей принимают участие в регулировании трудовых отношений и иных непосредственных связанных с ними отношений, а согласно части 3 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать Трудовому кодексу Российской Федерации, как базовому законодательному акту, регулирующему трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Действующая часть 3 статьи 33 Трудового кодекса Российской Федерации соответствует как предмету статьи 33, так и предмету части 2 Трудового кодекса Российской Федерации в целом. Предлагаемая же редакция части 3 статьи 33 Трудового кодекса Российской Федерации носит исключительно гражданско-правовой характер, не соответствует предмету регулирования части 2 Трудового кодекса Российской Федерации и нарушает внутреннюю логику между частями 1 и 2 статьи 33 Трудового кодекса Российской Федерации. Ссылка же авторов законопроекта на то, что понятие объединения работодателей, содержащееся в действующей части 3 статьи 33 Трудового кодекса, приводится в соответствии с Конвенцией МОТ N 87, по нашему мнению, необоснованна, поскольку в указанной Конвенции МОТ определения объединению работодателей не приводится. В Конвенции применяется термин организация, под которым имеется в виду любая организация трудящихся или предпринимателей, имеющая целью обеспечения и защиту их интересов.

Следует подчеркнуть, что предлагаемая редакция части 1 статьи 2 Федерального закона Об объединениях работодателей расширяет сферу деятельности объединений работодателей и по сути устанавливает их новый статус как организации, представляющей и защищающей интересы своих членов, и не только в сфере труда. Такая формулировка, по мнению авторов законопроекта, соответствует Конвенции МОТ N 87, которая предоставляет право объединению работодателей самостоятельно определять сферу своих действий. Это мнение является ошибочным. Согласно статье 3 Конвенции МОТ N 87 организации трудящихся и предпринимателей имеют право вырабатывать свои уставы и административные регламенты, свободно выбирать своих представителей, организовывать свой аппарат и свою деятельность. Как видно из этой нормы, речь идет о праве указанных организаций свободно организовывать свой аппарат и свою деятельность без вмешательства государственных органов и органов местного самоуправления, а не о праве определять сферу своей деятельности. Сфера деятельности объединений работодателей определена Трудовым кодексом Российской Федерации - они представляют и защищают интересы работодателей в социальном партнерстве в сфере труда.

При таких обстоятельствах данный законопроект входит в противоречие с частью 3 статьи 5, статьями 23, 25, 33 Трудового кодекса Российской Федерации, преамбулой Конвенции МОТ N 87, в которой определены цели ее принятия, а также статьями 3, 10.

Законопроектом статья 10 Федерального закона Об объединениях работодателей дополняется новой частью 3, предоставляющей право общероссийским объединениям работодателей использовать в своих названиях официальные наименования Российская Федерация и Россия без специального разрешения уполномоченного государственного органа. В соответствии со статьей 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации от 3 февраля 2010 года N 52, согласно которому разрешение на использование юридическим лицом официального наименования Российская Федерация или Россия выдается Министерством юстиции Российской Федерации при наличии соответствующих условий. Указанный порядок определен Гражданским кодексом Российской Федерации, действует на все организации и никаких исключений не содержит. Следует заметить, что согласно части 2 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации нормы гражданского права, содержащиеся в других федеральных законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу Российской Федерации.

На основании изложенного Комитет Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению считает возможным поддержать концепцию законопроекта при условии его доработки с учетом замечаний.

 

Председатель Комитета

В.А.ПЕТРЕНКО