Письмо Минздравсоцразвития России от 02.12.2011 N 22-1-5147

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 2 декабря 2011 г. N 22-1-5147

 

В связи с письмом Секретариата Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24 ноября 2011 года N П27-49344 Департамент заработной платы, охраны труда и социального партнерства рассмотрел проект Федерального закона N 616524-5 О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (об особенностях установления минимального размера оплаты труда при работе в особых климатических условиях), внесенный депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.А. Пехтиным, В.Н. Пивненко, В.И. Усольцевым, Р.Э. Гольдштейном, П.В. Романовым, И.К. Чернышенко, Ф.С. Тумусовым, Э.Я. Янаковым, Р.В. Кармазиной, Ю.А. Песковской, В.А. Язевым (далее - законопроект) и сообщает следующее.

Законопроектом предлагается дополнить статьи 133 и 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации новыми частями, устанавливающими, что в размер минимального размера оплаты труда не включаются выплаты за работу в особых климатических условиях.

Предлагаемые изменения не соответствуют определению понятия заработная плата, содержащемуся в статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно части первой указанной статьи, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Следовательно, заработная плата работника включает компенсационные выплаты за работу в особых климатических условиях.

Минимальный размер оплаты труда как гарантируемая государством минимальная величина оплаты труда подпадает под общее определение заработной платы. Вместе с тем предлагаемые законопроектом изменения фактически разделяют эти понятия, создавая новое правовое регулирование для минимального размера оплаты труда.

Кроме того, предлагаемое законопроектом дополнение статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации новой частью пятой, устанавливающей, что в размер минимального размера оплаты труда не включаются выплаты за работу в особых климатических условиях, не соотносится с концепцией данной статьи, регламентирующей порядок установления размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

В соответствии с финансово-экономическим обоснованием к законопроекту его принятие не потребует расходов федерального бюджета.

Однако, в случае принятия законопроекта, организациям, в том числе финансируемым из бюджетов всех уровней, потребуются дополнительные финансовые средства для осуществления компенсационных выплат за работу в особых климатических условиях сверх установленного минимального размера оплаты труда.

Также, в целях недопущения выравнивания заработной платы работников различной квалификации потребуются дополнительные средства на обеспечение дифференциации в уровнях оплаты труда.

Таким образом, законопроект носит затратный характер и в финансово-экономическом обосновании к законопроекту должна быть представлена оценка дополнительных расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Учитывая изложенное, представленный законопроект не может быть поддержан правительственной стороной социального партнерства.

 

Директор Департамента

заработной платы,

охраны труда и социального

партнерства, член Российской

трехсторонней комиссии

Н.В.ЖАРОВА