Письмо Минфина РФ от 19.11.1998 N 01-10/04-4214

 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 19 ноября 1998 г. N 01-10/04-4214

 

Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело заключение аппарата Комитета Государственной Думы по экономической политике по проектам федеральных законов о ратификации межправительственных соглашений Российской Федерации с Египтом, Македонией, Ираном, КНДР и Туркменистаном и сообщает следующее.

Основной целью, которую преследуют государства, заключая соглашения об избежании двойного налогообложения, является не установление налоговых льгот (что также возможно в определенных пределах с учетом имеющихся интересов сторон), а устранение международного двойного налогообложения, т.е. обеспечение условий, при которых юридические и физические лица каждого из договаривающихся государств не будут уплачивать налоги с одного и того же вида дохода или капитала дважды, в своей стране (где они являются налоговыми резидентами) и в стране осуществления деятельности, а также четкое распределение налоговых прав и обязательств между договаривающимися государствами. Одной из важных задач таких соглашений является также предотвращение избежания или уклонения от уплаты налогов налогоплательщиками обеих сторон.

При этом следует отметить, что соглашения об избежании двойного налогообложения заключаются, за редким исключением, на двусторонней основе на базе принципа взаимности.

Одним из важнейших вопросов, которые решают данные налоговые соглашения является договоренность сторон относительно метода (или методов, если у договаривающихся государств они различны) устранения двойного налогообложения в отношении доходов и капитала. Российская Федерация использует кредитный метод устранения двойного налогообложения, т.е. все виды доходов налоговых резидентов этого государства, независимо от формы и источника их получения подлежат включению в совокупный налогооблагаемый доход. Однако на сумму налога, уплаченного за рубежом, в соответствии как с положениями соглашений об избежании двойного налогообложения, так и нормами национального налогового законодательства, предоставляется зачет, т.е. облагаемый доход российского налогоплательщика уменьшается на сумму уплаченного за рубежом налога в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации. Это означает, что предоставляемый зачет не может превышать сумму налога, исчисленного с такого дохода в соответствии с российским налоговым законодательством. Большинство стран - партнеров России по соглашениям используют аналогичный порядок, что отвечает мировой практике в целом.

Необходимо подчеркнуть, что независимо от соглашений об избежании двойного налогообложения, положения об устранении двойного налогообложения содержатся в основных налоговых законах Российской Федерации и применяются даже в тех случаях, когда отсутствует налоговое соглашение с каким-либо государством. Таким образом, заключая налоговые соглашения, мы уже обеспечиваем условия заинтересованности иностранных юридических и физических лиц в осуществлении предпринимательской деятельности в России.

Что касается предложения Комитета Госдумы по экономической политике о заключении дополнительных протоколов к рассматриваемым Соглашениям, то считаем это предложение абсурдным, поскольку единственным результатом ясного толкования содержания такого протокола явится обязательное предоставление налоговых льгот инвесторам на территории России при введении таких льгот государством - партнером по соглашению, что опять же абсурдно, ввиду того, что, заключая указанные соглашения, мы исходим из интересов России в этих государствах, а никак не наоборот. Даже если в настоящее время наши государственные и частные инвестиции в этих странах незначительны, то в перспективе все они являются объектом наших инвестиционных и торговых интересов. Это как раз тот случай, когда заключая соглашения с поименованными государствами, мы не рассчитывали на привлечение оттуда инвестиций в Россию. Нашей главной целью было создать максимально благоприятные условия для деятельности российских компаний и граждан в этих государствах, что посредством минимизации налогов, уплачиваемых ими там, позволит, в том числе, и получить больше налоговых поступлений в российский бюджет.

В связи с вышеизложенным предлагаем представить на рассмотрение Государственной Думы проекты федеральных законов о ратификации Соглашений об избежании двойного налогообложения Египтом, Македонией, Ираном, КНДР и Туркменистаном.

 

Заместитель министра

М.А.МОТОРИН