Письмо Президента РФ от 19.06.1996 N Пр-1352

 

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 19 июня 1996 г. N Пр-1352

 

На основании части 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю Федеральный закон О ратификации Договора между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгарии о поощрении и взаимной защите капиталовложений, принятый Государственной Думой 17 мая 1996 г., одобренный Советом Федерации 5 июня 1996 г. и направленный 6 июня 1996 г. для подписания и обнародования.

Ратификация Договора между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгарии о поощрении и взаимной защите капиталовложений с заявлением, предложенным Государственной Думой, создаст проблемы с вступлением Договора в силу, так как фактически это заявление является оговоркой под видом заявления, изменяющей юридическое действие соответствующих положений не только в применении к России, но и к Болгарии. Заявление существенно изменяет содержание сформулированного в Договоре термина инвестор, против чего на переговорах по подписанию Договора возражала болгарская сторона.

Квалификация в качестве инвесторов только тех лиц, которые правомочны согласно законодательству своей Договаривающейся Стороны осуществлять капиталовложения на территории другой Договаривающейся Стороны, ограничивает определяемый Договором круг инвесторов. Это ограничение порождает определенные последствия для осуществления инвестиций. Реализация этой оговорки на практике возлагала бы на лиц, которые будут претендовать на преимущества в соответствии с Договором, обязанность доказывания того, что они обладают правом на осуществление инвестиций за рубежом в соответствии с законодательством своего государства.

Договор уже ратифицирован Болгарией. Оговорка к нему потребует принятия ее болгарской стороной, которая может расценить эту оговорку как новое предложение о возобновлении переговоров между правительствами двух стран относительно условий Договора. В результате она может быть не принята и Договор вообще не вступит в силу.

Необходимо также иметь в виду, что в последнее время Россией заключен целый ряд соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Так, соответствующее российско-албанское межправительственное Соглашение содержит аналогичную формулировку (Федеральный закон о ратификации этого Соглашения принят Государственной Думой 19 апреля 1996 г. без каких-либо оговорок и заявлений). Таким образом, оговорка создавала бы впечатление, что отношение к болгарским инвесторам иное, чем к инвесторам других государств.

Это не согласуется со статьей 3 Договора, предоставляющей инвесторам другой Договаривающейся Стороны режим деятельности в связи с капиталовложениями не менее благоприятный, чем предоставляемый собственным инвесторам или инвесторам любого третьего государства (в зависимости от того, какой из них является более благоприятным).

Практика оговорок к двусторонним международным договорам весьма ограниченна. Неосмотрительное формулирование Российской Федерацией оговорок к двусторонним договорам может привести к тому, что другие страны будут поступать в отношении российской стороны аналогичным образом. Это не отвечает интересам России.

В связи с изложенным прошу Государственную Думу рассмотреть вопрос о принятии Федерального закона О ратификации Договора между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгарии о поощрении и взаимной защите капиталовложений в редакции, предложенной при внесении Договора на ратификацию.

 

Б.ЕЛЬЦИН