Письмо Правительства РФ от 23.11.1998 N 5583п-П3

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 23 ноября 1998 г. N 5583п-П3

 

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ

ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ЗАЩИТУ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА

И ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭТОГО ПРАВА ГОСУДАРСТВОМ И ОБЩЕСТВОМ

 

В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект Федерального закона О конституционном праве граждан Российской Федерации на защиту чести и достоинства и обеспечении этого права государством и обществом, внесенный депутатом Государственной Думы Кобзоном И.Д. По существу законопроекта Правительство Российской Федерации направляет официальный отзыв.

 

Заместитель

Председателя Правительства

Российской Федерации

В.МАТВИЕНКО

 

 

 

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ

ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ЗАЩИТУ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА

И ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭТОГО ПРАВА ГОСУДАРСТВОМ И ОБЩЕСТВОМ

 

Право на защиту достоинства личности, чести и доброго имени является одним из основных конституционных прав гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации (статьи 21, 23). В связи с этим вопрос о разработке правового механизма обеспечения реализации этого права представляется заслуживающим внимания.

Вместе с тем, существует ряд обстоятельств, которые позволяют признать рассматриваемый законопроект не отвечающим целям решения названного вопроса. Проект в значительной степени воспроизводит нормы Конституции Российской Федерации (например, статья 10, часть первая статьи 11, глава III проекта) и иных Федеральных законов: Гражданского кодекса Российской Федерации (ряд положений главы IV), Уголовного кодекса Российской Федерации (глава VII), Федерального закона Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (статья 37 проекта), Закона Российской Федерации О средствах массовой информации (статья 19 проекта). Кроме того, большая часть положений проекта носит декларативный характер, не содержит правовых норм (например, статьи 2 - 4, 11, положения главы II, ряд положений главы VIII проекта). Проектом вводятся понятия и определения, не наполненные юридическим смыслом, в связи с чем возникает сомнение в возможности их практического применения (например, утверждение чести и достоинства гражданина - статья 1 проекта).

Сообщаем также замечания по тексту проекта.

1. Вызывает сомнение определение содержания понятия честь гражданина через неразрывную связь гражданина и государства (статья 1 проекта). По нашему мнению, связь гражданина и государства означает наличие конкретных взаимных прав и обязанностей (как, например, гражданство).

2. Требует уточнения положение статьи 9 проекта об особом порядке защиты чести и достоинства различных субъектов права с учетом статьи 19 Конституции Российской Федерации, гарантирующей равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. В статье 12 проекта перечислены обстоятельства, отягчающие ответственность лиц, виновных в посягательствах на честь и достоинство гражданина. Между тем Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (далее - КоАП РСФСР) (статья 35) и Уголовным кодексом Российской Федерации (далее - УК РФ) (статья 63) предусмотрены перечни отягчающих ответственность обстоятельств по административным и уголовным делам, которые являются исчерпывающими.

4. Глава V проекта посвящена административной ответственности за посягательство на честь и достоинство гражданина, однако КоАП РСФСР административная ответственность за подобные правонарушения не предусмотрена. Вызывает сомнение необходимость установления такой ответственности, учитывая, что гражданским и уголовным законодательством защита чести и достоинства урегулирована в достаточной степени.

5. Глава VI проекта посвящена дисциплинарно-правовой защите от посягательств на честь и достоинство. Полагаем необходимым иметь в виду, в трудовом законодательстве такое понятие отсутствует. Речь может идти о дисциплинарной ответственности, существо и принципы которой изложены в статьях 127 - 138 Кодекса законов о труде Российской Федерации (далее - КЗоТ РФ). Согласно положениям главы 9 КЗоТ РФ, администрация организаций вправе привлекать к дисциплинарной ответственности работников, нарушивших трудовую дисциплину. Положения статьи 17 проекта предусматривают право комиссий по этике трудовых отношений и товарищеских судов выносить обязательные для работодателя решения о наказании в порядке дисциплинарной ответственности лиц, виновных в обращении, унижающем человеческое достоинство. Также из статьи 31 проекта следует, что на любое лицо, виновное в посягательстве на честь и достоинство, может быть наложено дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения. Данные положения не соответствуют вышеназванным принципам наложения дисциплинарных взысканий. Кроме того, формы дисциплинарно-правовой защиты, изложенные в статье 31 проекта (публичное извинение, вывешивание решений суда и т.п.), не относятся к мерам дисциплинарной ответственности в соответствии с трудовым законодательством.

6. Глава VII проекта регламентирует уголовно-правовую защиту чести и достоинства гражданина. Однако, несмотря на то, что диффамация не предусматривается УК РФ в качестве самостоятельного состава преступления, наиболее опасные ее виды включены в такие составы преступлений как вымогательство, доведение до самоубийства, нарушение неприкосновенности частной жизни и т.п. Следует также подчеркнуть, что ряд статей УК РФ предусматривает ответственность за преступления, непосредственно связанные с нарушением чести и достоинства (статьи 130, 297, 298, 319).

Кроме того, по тексту имеются замечания технико-юридического и редакционного характера.

Учитывая вышеизложенное, Правительство Российской Федерации считает, что нет необходимости в принятии специального Закона О конституционном праве граждан Российской Федерации на защиту чести и достоинства и обеспечении этого права государством и обществом. Если есть необходимость в совершенствовании законодательства в части, касающейся этих вопросов, то их целесообразно решать посредством внесения изменений и дополнений в действующие законодательные акты Российской Федерации.