Письмо Комитета СФ ФС РФ по социальной политике от 27.06.2012 N 3.8-25/1057

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КОМИТЕТ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

 

ПИСЬМО

от 27 июня 2012 г. N 3.8-25/1057

 

ОТЗЫВ НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 56016-6

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ

ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 30 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ТРУДОВЫХ

ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Комитет Совета Федерации по социальной политике рассмотрел проект Федерального закона N 56016-6 О внесении изменения в статью 30 Федерального закона О трудовых пенсиях в Российской Федерации (об установлении особого порядка определения расчетного размера трудовой пенсии для отдельных категорий граждан), внесенный в Государственную Думу Думой Ставропольского края. В соответствии с выпиской из протокола заседания Совета Государственной Думы 14.05.2012 N 25 сообщаем следующие замечания и предложения.

Проектом Федерального закона предлагается при определении расчетного размера пенсии в случае отсутствия по не зависящим от застрахованного лица причинам необходимых документов о его заработке, использовать среднемесячный заработок работника соответствующей профессии и квалификации.

Данное предложение противоречит действующему с 1997 года Федеральному закону Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, основу которого составляют единые принципы пенсионного страхования на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим Федеральным законом Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет индивидуальный учет в процессе всей трудовой деятельности застрахованных лиц и использует данные этого учета и сведений о застрахованных лицах для назначения им трудовой пенсии.

Таким образом, все индивидуальные сведения, начиная с 1 января 1997 года содержатся в информационной базе Пенсионного фонда Российской Федерации.

За периоды до регистрации лица в качестве застрахованного в системе государственного пенсионного страхования (т.е. до указанной даты) заработок должен подтверждаться документами, отражающими индивидуальные, но не усредненные показатели.

В случаях отсутствия документов о заработке до вышеуказанной даты и их утраты по объективным причинам, заработок может быть установлен по документам, косвенно подтверждающим фактический заработок, при соблюдении процессуальных действий, изложенных в совместном письме Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.01.2001 N 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/9704.

Кроме того, факт утраты работодателем документов о заработке, в рамках гражданского законодательства является фактом причинения работнику ущерба, который должен возмещаться в порядке гражданского судопроизводства.

При обсуждении данного вопроса, принята во внимание норма действующего законодательства (пункт 12 статьи 30 Федерального закона О трудовых пенсиях в Российской Федерации), установившая сроки, в течение которых должна быть произведена оценка пенсионных прав застрахованных лиц. Такая работа органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, должна быть произведена не позднее 1 января 2013 года. При этом должен применяться старый порядок подтверждения не только трудового стажа, но в необходимых случаях и заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения государственных пенсий и действовал до 1 января 2002 года.

Решение проблемы учета сведений о заработке в ситуации, когда его подтверждение невозможно не по вине застрахованных лиц, представляется целесообразным регулировать введением компенсационных механизмов, то есть посредством установления государственных компенсаций.

Учитывая изложенное, Комитет по социальной политике не поддерживает концепцию проекта Федерального закона О внесении изменения в статью 30 Федерального закона О трудовых пенсиях в Российской Федерации.

 

Председатель Комитета

В.В.РЯЗАНСКИЙ