Письмо Общественной палаты РФ от 29.06.2012 N 4ОП-2/1107

 

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 29 июня 2012 г. N 4ОП-2/1107

 

Общественной палатой Российской Федерации проведена общественная экспертиза проекта Федерального закона N 59728-6 О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (о создании системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов).

Направляем заключение Общественной палаты Российской Федерации по результатам общественной экспертизы указанного законопроекта.

 

М.В.ОСТРОВСКИЙ

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТА

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 59728-6 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОТДЕЛЬНЫЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

(о создании системы финансирования капитального

ремонта многоквартирных домов)

 

Общественной палатой Российской Федерации проведена общественная экспертиза проекта Федерального закона N 59728-6 О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (о создании системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов) (далее - законопроект).

Согласно пояснительной записке целью данного законопроекта является формирование необходимых правовых основ для создания в субъектах Российской Федерации эффективных и устойчивых механизмов финансирования капитального ремонта многоквартирных домов (региональных систем капитального ремонта многоквартирных домов) за счет организационного обеспечения процесса планирования проведения капитального ремонта многоквартирных домов и вовлечения в его финансирование собственников помещений многоквартирных домов.

Законопроект предусматривает введение обязательной ежемесячной платы за капитальный ремонт, уплачиваемой всеми собственниками помещений в многоквартирных домах, в том числе публичными образованиями. Вводя указанную норму, законопроект конкретизирует закрепленную в статье 155 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность собственников помещений в многоквартирном доме оплачивать расходы на капитальный ремонт общего имущества.

Порядок установления размера платы за капитальный ремонт, порядок определения минимального и максимального размера платы за капитальный ремонт определяются Правительством Российской Федерации. К полномочиям субъектов Российской Федерации отнесено определение максимального и минимального размера такой платы, а к полномочиям органов местного самоуправления - установление размера такой платы в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

До проведения полной технической инвентаризации жилищного фонда и определения точных объемов финансовых потребностей на проведение капитального ремонта размер ежемесячной платы за капитальный ремонт предположительно может быть привязан к размеру федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц и должен находиться в пределах от 0,5 до 1,5 указанной величины. Законопроектом предлагается установление нулевой ставки платы за капитальный ремонт для собственников жилых помещений, с момента ввода в эксплуатацию которых прошло не более 5 лет, и установление пониженной ставки платы за капитальный ремонт для собственников многоквартирных домов, в отношении которых остаются не исполненными обязанности публичного образования по проведению капитального ремонта, на основании статьи 16 Закона Российской Федерации О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации.

По оценкам экспертов Общественной палаты Российской Федерации, до 47% многоквартирных домов в Российской Федерации нуждаются в проведении капитального ремонта. При отсутствии системных законодательных мер количество таких домов в последующие годы будет стремительно увеличиваться. Таким образом, по мнению Общественной палаты Российской Федерации, принятие закона, регламентирующего порядок создания и функционирования региональных систем капитального ремонта многоквартирных домов, представляется крайне актуальным и своевременным.

Однако Общественная палата Российской Федерации отмечает, что представленный документ обладает рядом существенных недостатков.

Передача широких полномочий на уровень субъектов, с одной стороны, расширяет их возможности по организации системы массового капитального ремонта, но, с другой, означает, что в каждом регионе будут использоваться собственные подходы к организации капитального ремонта. При отсутствии четко прописанных законодательных ограничений и подзаконных актов на федеральном уровне, учитывая сложность решаемых задач и неравномерную профессиональную подготовку государственных служащих в различных регионах, в отдельных субъектах могут быть разработаны и приняты крайне неэффективные, порой коррупционные схемы капитального ремонта. Кроме того, в связи с неравномерным финансовым обеспечением различных субъектов участие региональных и местных бюджетов в софинансировании капитального ремонта также будет различным. Это приведет к неравным социальным условиям для собственников домов, проживающих в различных регионах.

Считаем, что в предложенный законопроект необходимо также внести ряд поправок, усиливающих социальную защищенность собственников жилья и собираемых ими средств, в том числе:

1. Внести норму об обязательном учете выплат на капитальный ремонт при расчете адресных субсидий, предоставляемых собственникам жилых помещений, имеющих низкие доходы.

2. В целях уменьшения злоупотреблений в процессе принятия решений об определении очередности многоквартирных домов, нуждающихся в проведении капитального ремонта, при формировании конкурсной комиссии в обязательном порядке включать в ее состав представителей социально ориентированных некоммерческих организаций, ассоциаций товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов и управляющих организаций, членов региональных общественных палат.

Считаем также целесообразным внести в Федеральный закон ряд поправок, направленных на повышение эффективности региональных систем капитального ремонта. В том числе:

1. Наделить субъекты Российской Федерации правом задействовать в целях организации и эффективного функционирования создаваемых региональных систем капитального ремонта многоквартирных домов специализированную (уполномоченную) организацию, осуществляющую функции по организации капитального ремонта многоквартирных домов в границах этого региона или муниципального образования.

2. Законопроект не содержит информации о комплексном подходе при проведении работ по капитальному ремонту многоквартирных домов. Предлагается внести в законопроект нормы, предусматривающие привлечение частных инвестиций на выполнение мероприятий по повышению потребительских качеств и показателей энергетической эффективности многоквартирных домов путем предоставления инвесторам дополнительных площадей, появляющихся в итоге реконструкции этих домов.

3. Законопроект не содержит информации о развитии института кредитования капитального ремонта и проведения энергоэффективной модернизации многоквартирных домов. Следует рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть внедрение механизмов стимулирования собственников использовать источники кредитования на цели капитального ремонта. Необходимо предусмотреть обеспечительные меры кредитным организациям со стороны исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, выступающих гарантией возврата денежных средств, используемых собственниками на проведение капитального ремонта и энергоэффективной модернизации. В этой связи следует закрепить за субъектами Российской Федерации полномочия учреждать или определять специализированные организации, уполномоченные гарантировать возврат привлекаемых заемных средств на капитальные ремонты, предоставлять собственникам многоквартирных домов возможности по управлению собранными средствами.

В целях усиления контроля органов местного самоуправления за организацией капитального ремонта предлагается скорректировать изменения, вносимые в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. В частности, пункт 4.1 статьи 14 части 1 и пункт 4.1 статьи 16 части 1 сформулировать следующим образом: организация осуществления контроля, направленного на своевременное проведение капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах;.

Учитывая высокую социальную значимость и актуальность проекта Федерального закона N 59728-6 О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (о создании системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов), Общественная палата Российской Федерации считает возможным поддержать его принятие с учетом указанных замечаний и предложений.