Письмо Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций от 01.10.2012 N 3.21-6/633

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ДЕЛАМ ОБЩЕСТВЕННЫХ

ОБЪЕДИНЕНИЙ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

ПИСЬМО

от 1 октября 2012 г. N 3.21-6/633

 

Направляю заключение Комитета на проект Федерального закона N 121965-6 Об образовании в Российской Федерации, внесенный Правительством Российской Федерации.

 

Председатель Комитета

Я.Е.НИЛОВ

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 121965-6 ОБ ОБРАЗОВАНИИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Комитет рассмотрел проект Федерального закона N 121965-6 Об образовании в Российской Федерации, внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.

Предметом регулирования законопроекта являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование.

Законопроект закрепляет правовые механизмы включения в реализуемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями основные образовательные программы, в том числе на основании требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, учебных курсов, предметов, дисциплин, направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, нравственных принципах, исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий) или альтернативных им учебных курсов, предметов, дисциплин.

Важной новацией законопроекта является предоставление родителям (законным представителям) обучающихся права выбора одного из учебных курсов, дисциплин, предметов (модулей) по религиозным культурам, включенных в основные общеобразовательные программы.

Комитет отмечает важность норм законопроекта, направленных на обеспечение проведения централизованными религиозными организациями экспертизы примерных основных образовательных программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям данных централизованных религиозных организаций, а также привлечение централизованных религиозных организаций к учебно-методическому обеспечению данных учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

Законопроект определяет особенности реализации духовными образовательными учреждениями и иными государственными и негосударственными организациями высшего образования основных образовательных программ высшего образования по направлениям подготовки в области теологии в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Духовные образовательные учреждения, реализующие такие программы, должны иметь право на государственную аккредитацию и выдачу лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию по аккредитованным образовательным программам, документов об образовании государственного образца.

Согласно законопроекту лицензирование и государственная аккредитация образовательной деятельности образовательных организаций религиозных организаций, духовных образовательных организаций и их государственная аккредитация должны осуществляться по представлениям соответствующих религиозных организаций (в случае, если такие религиозные организации входят в структуры централизованных религиозных организаций, - по представлениям соответствующих централизованных религиозных организаций).

Законопроект устанавливает особенности применения лицензионных требований (статья 95) и условий к духовным образовательным организациям в части подтверждения законных оснований пользования помещениями, в которых осуществляется образовательная деятельность, и проведения аккредитационной экспертизы (статья 96) духовных образовательных организаций, образовательных организаций религиозных организаций в части подтверждения образовательного ценза педагогических работников.

Законопроект предусматривает запрет (статья 49) для педагогических работников использовать образовательный процесс в целях принуждения их к принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, для разжигания религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку религиозной принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов. За нарушения данного запрета педагогические работники должны привлекаться к ответственности в установленном законом порядке.

В то же время отдельные положения законопроекта нуждаются в доработке. Комитет считает целесообразным дополнить статью 2 законопроекта определениями кадетского образования, общеобразовательной организации кадетского образования, а также дополнить законопроект новой статьей, регулирующей кадетское образование.

Часть 2 статьи 22 Создание, реорганизация и ликвидация образовательных организаций содержит положение, ограничивающее иностранные религиозные организации в праве быть учредителем частной образовательной организации, что является нарушением принципа равенства некоммерческих организаций и не имеет достаточных обоснований для введения такого исключения. При этом необходимо исключить возможность учреждения иностранными религиозными организациями частных образовательных организаций, реализующих программы религиозного образования в нарушение Федерального закона О свободе совести и о религиозных объединениях.

Часть положений законопроекта носят условно рекомендательный характер. В частности, статья 91 Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, особенности получения теологического и религиозного образования не раскрывает правовые определения некоторых используемых в законопроекте понятий, что может привести к их неправовым и узким трактовкам в образовательной практике, ограничивающим участие религиозных организаций в обеспечении преподавания религиозных культур.

По мнению Комитета, в законопроекте необходимо более определенно закрепить участие централизованных религиозных организаций в режиме партнерства с органами государственной власти в разработке и реализации учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, нравственных принципах, исторических и культурных традициях российских религий. Исключить в части 4 статьи 91 ограничение образовательных организаций (только частные) включать в часть основных образовательных программ, формируемую участниками образовательного процесса, учебные курсы, предметы, дисциплины (модули), обеспечивающие религиозное образование.

Считаем целесообразным также внесение дополнений, направленных на гарантию равенства прав образовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию, независимо от их организационно-правовых форм, учредителей и ведомственной подчиненности, в том числе равное право на участие в государственных или муниципальных программах и проектах, получение государственного или муниципального финансирования.

Высказанные замечания и предложения могут быть учтены при дальнейшей доработке законопроекта, поэтому Комитет рекомендует принять в первом чтении проект Федерального закона N 121965-6 Об образовании в Российской Федерации.

 

Председатель Комитета

Я.Е.НИЛОВ