ПРЕЗИДЕНТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 ноября 1998
г. N Пр-1532
В
соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю
принятый Государственной Думой 4 ноября 1998 года, одобренный Советом Федерации
12 ноября 1998 года и направленный Президенту Российской Федерации для
подписания и обнародования Федеральный закон О внесении изменений и
дополнений в Федеральный закон О приватизации государственного имущества
и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации
(далее именуется Федеральный закон).
Отдельные положения
Федерального закона противоречат Конституции Российской Федерации и
Гражданскому кодексу Российской Федерации.
Так,
Федеральным законом вносится дополнение в статью 6 Федерального закона О
приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального
имущества в Российской Федерации, предусматривающее назначение
представителей Российской Федерации, субъекта Российской Федерации,
муниципального образования в совет директоров (наблюдательный совет) открытого
акционерного общества на места, принадлежащие соответственно Российской
Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, в
порядке, установленном Правительством Российской Федерации, органом
государственной власти субъекта
Российской Федерации, органом местного самоуправления. Таким образом, речь идет
фактически о квотировании мест в совете директоров акционерных обществ и
последующем прямом назначении отдельным акционером (Российской Федерацией,
субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием) в лице соответствующего
органа государственной власти и органа местного самоуправления на эти места
своих представителей.
Статьями 96 и 98
Гражданского кодекса Российской Федерации допускаются лишь особенности создания
акционерных обществ при приватизации государственных и
муниципальных предприятий и особенности правового положения указанных
акционерных обществ. Однако в рассматриваемом Федеральном законе речь идет об
установлении особенностей в отношении прав и обязанностей акционеров.
Дополнения,
вносимые в статью 6 Федерального закона О приватизации государственного
имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской
Федерации, создают ситуацию, при которой государство как собственник
акций будет обладать большим объемом прав, чем иные субъекты гражданского
права, в собственности которых находятся акции. Это относится, в частности, к
праву акционера на участие в общем собрании с правом голоса по всем вопросам,
входящим в его компетенцию, включая избрание членов совета директоров
(наблюдательного совета) акционерного общества и досрочное прекращение их
полномочий.
Федеральным законом
часть акционеров фактически лишается возможности участвовать в формировании
совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества, а также в
досрочном прекращении их полномочий, что противоречит Конституции Российской
Федерации и Гражданскому кодексу Российской Федерации.
В частности,
согласно части 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской
Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная,
муниципальная и иные формы собственности. Российская Федерация, субъекты
Российской Федерации и муниципальные образования в соответствии со статьей 124
Гражданского кодекса Российской Федерации выступают на равных в отношениях,
регулируемых гражданским законодательством Российской Федерации, с иными
участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Учитывая
изложенное, Президентом Российской Федерации будет внесен в Государственную
Думу новый вариант проекта Федерального закона О внесении изменений и
дополнений в Федеральный закон О приватизации государственного имущества
и об основах приватизации муниципального имущества.
Президент
Российской
Федерации
Б.ЕЛЬЦИН