Письмо Общественной палаты РФ от 12.10.2012 N 4ОП-3/1793

 

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 12 октября 2012 г. N 4ОП-3/1793

 

Общественной палатой Российской Федерации проведена общественная экспертиза проекта Федерального закона N 129241-6 О внесении изменений в статью 15 Закона Российской Федерации Об образовании и статьи 14 и 19 Федерального закона О социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

Направляем заключение Общественной палаты Российской Федерации по результатам общественной экспертизы указанного законопроекта.

Приложение: на 3 л. в 1 зкз.

 

В.В.ГРИБ

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТА

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 129241-6 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В СТАТЬЮ 15 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ

И СТАТЬИ 14 И 19 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ

ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Общественной палатой Российской Федерации проведена общественная экспертиза проекта Федерального закона N 129241-6 О внесении изменений в статью 15 Закона Российской Федерации Об образовании и статьи 14 и 19 Федерального закона О социальной защите инвалидов в Российской Федерации (далее - законопроект).

Согласно пояснительной записке, рассматриваемый законопроект направлен на приведение норм действующего законодательства, регулирующих правоотношения в жизненно важной для глухих и слабослышащих граждан сфере использования жестового языка, в соответствие с положениями Конвенции о правах инвалидов (далее - Конвенция).

При подготовке заключения были учтены предложения и замечания представителей общественных объединений инвалидов и специалистов в области социально-педагогических проблем образования глухих, жестового языка, речевой коммуникации.

По мнению Общественной палаты Российской Федерации, устанавливаемое законопроектом изменение статуса языка жестов со средства межличностного общения на язык общения, в том числе в сферах устного использования государственного языка Российской Федерации, позволит в большей степени реализовать права и законные интересы многих тысяч глухих и слабослышащих граждан, владеющих жестовым языком, в том числе сделает доступным для них огромный массив общественной, культурной и иной информации, что необходимо для преодоления их социальной исключенности и соответствует принципам Конвенции.

Нормы законопроекта обязывают государственные органы создавать условия для получения глухими и слабослышащими гражданами услуг профессиональных переводчиков жестового языка и учитывать специфику работы переводчиков жестового языка.

Положительной новеллой законопроекта является введение в законодательство понятия тифлосурдоперевод, то есть перевод для слепоглухих граждан, а также соответствующей специализации - тифлосурдопереводчики.

Предлагаемый законопроект позволит выстроить на федеральном уровне систему подготовки переводчиков и преподавателей русского жестового языка на базе средних и высших профессиональных учебных заведений. На сегодняшний день в Российской Федерации отсутствует целостная система подготовки и переподготовки указанных специалистов. Также впервые будет оказываться государственная поддержка изучению и развитию русского жестового языка.

Законопроект конкретизирует требования к образованию и квалификации сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков, что соответствует статье 9 Конвенции, которая предусматривает, что государства-участники принимают надлежащие меры к тому, чтобы предоставлять услуги профессиональных переводчиков жестового языка.

Устанавливаемые законопроектом предпосылки и гарантии использования русского жестового языка при получении инвалидами по слуху образования соответствуют закрепленной в Конвенции общемировой тенденции создания в образовательных учреждениях специальных условий для получения образования лицами с особыми образовательными потребностями, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья. Данный законопроект регулирует правоотношения в сфере использования жестового языка, что не исключает применение иных специальных условий (предоставление услуги помощника и т.п.), необходимых для преодоления образовательной и социальной исключенности.

Поскольку проект Федерального закона N 121965-6 Об образовании в Российской Федерации, внесенный Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, устанавливает необходимость создания указанных специальных условий, Общественная палата Российской Федерации считает целесообразным в целях обеспечения внутренней согласованности законодательства Российской Федерации в данной сфере внести в экспортируемый законопроект следующее изменение: абзац первый вводимого статьей 1 законопроекта пункта 10 статьи 15 Закона Об образовании изложить в следующей редакции:

10. При получении образования инвалидам предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, услуги сурдопереводчиков/тифлосурдопереводчиков, а также другие специальные условия в соответствии с законодательством Российской Федерации, в зависимости от потребностей и самостоятельного выбора инвалида..

По нашему мнению, данное изменение законопроекта имеет принципиальное значение, поскольку устанавливает возможность вариативности языков, в том числе применения билингвистического подхода, при обучении глухих и слабослышащих граждан.

Общественная палата Российской Федерации считает возможным поддержать проект Федерального закона N 129241-6 О внесении изменений в статью 15 Закона Российской Федерации Об образовании и статьи 14 и 19 Федерального закона О социальной защите инвалидов в Российской Федерации с учетом вышеизложенных предложений.