Письмо Общественной палаты РФ от 09.11.2012 N 4ОП-2/1969

 

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 9 ноября 2012 г. N 4ОП-2/1969

 

Общественной палатой Российской Федерации была проведена общественная экспертиза проекта Федерального закона N 143912-6 О государственном стратегическом планировании.

Направляем заключение Общественной палаты Российской Федерации по результатам общественной экспертизы указанного законопроекта.

Приложение: на 4 л. в 1 экз.

 

М.В.ОСТРОВСКИЙ

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 143912-6 О ГОСУДАРСТВЕННОМ

СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ

 

Общественной палатой Российской Федерации проведена общественная экспертиза проекта Федерального закона N 143912-6 О государственном стратегическом планировании (далее - законопроект).

При подготовке заключения были учтены предложения и замечания представителей общественных объединений, научного сообщества, экспертов из Москвы и Санкт-Петербурга, членов Научно-консультативного совета при Общественной палате Российской Федерации и представителей региональных общественных палат.

Общественная палата Российской Федерации отмечает, что принятие данного законопроекта позволит определить долгосрочные стратегические ориентиры для развития экономики, создать правовую основу для принятия системных управленческих решений органами государственной власти федерального и регионального уровней, а также скоординировать их деятельность с экономическими планами хозяйствующих субъектов и инвесторов.

Реализация законопроекта позволит:

- развивать экономику на основе системных подходов к планированию и реализации долгосрочных программ;

- повысить конкурентоспособность России на глобальных рынках;

- выровнять условия развития разных регионов страны на базе улучшения качественных и количественных социально-экономических характеристик;

- дать определенные гарантии инвесторам в стабильности развития экономики, планах регионального развития и пр.

Однако при разработке и реализации документов стратегического планирования следует учитывать и определенные риски:

- дисбаланс между закрепленными полномочиями (особенно региональные и муниципальные мандаты) и финансовыми ресурсами (недостаточные источники собственных доходов бюджетов регионов и бюджетов органов местного самоуправления);

- риски внешнеполитического характера, в частности: законопроект слабо учитывает процессы интеграции России в мировую экономику (в рамках Таможенного союза, Евразийского экономического сообщества, Всемирной торговой организации); главные системные риски связаны с финансовой нестабильностью на сырьевых рынках; неконтролируемое падение цен на энергоресурсы может осложнить реализацию бюджетов и всех планов развития экономики.

Кроме того, к законопроекту имеются следующие предложения и замечания.

1. Государственное стратегическое планирование направлено на решение задач устойчивого социально-экономического и научно-технологического развития России, которое обеспечивается, в том числе, успешным развитием всех форм предпринимательства. В этой связи предлагается расширить перечень основных участников процесса планирования за счет включения в него объединений работодателей и иных представителей предпринимательского сообщества.

2. К предмету правового регулирования проекта, на наш взгляд, отнесен ряд документов, планов и прогнозов, которые носят локальный или отраслевой характер и могут быть утверждены подзаконными нормативными правовыми актами. В то же время законопроект не содержит конкретных процедурных механизмов реализации указанных документов, сроков их разработки и внесения в органы власти.

Общественная палата Российской Федерации предлагает вывести из перечня документов государственного стратегического планирования Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и ежегодное Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, поскольку целесообразность их публичного обсуждения на стадии подготовки вызывает сомнения. Принятие данных документов, отражающих позицию главы государства, относится к компетенции Президента Российской Федерации.

Вызывает обеспокоенность, что в последней версии законопроекта из перечня документов государственного стратегического планирования исключены Основные направления налоговой политики на среднесрочный период и Основные направления бюджетной политики на среднесрочный период. Общественная палата Российской Федерации считает это неоправданным и предлагает включить их в перечень в статье 10 законопроекта.

В статьях 10 и 21 законопроекта предусматривается разработка долгосрочной бюджетной стратегии Российской Федерации. Однако в настоящее время Бюджетный кодекс Российской Федерации разработку такой стратегии не предусматривает, что потребует внесения соответствующих изменений в Кодекс. При этом целесообразно будет соотнести разработку долгосрочной бюджетной стратегии с ежегодными бюджетными посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

Также отметим, что принятие стратегических планов развития на шесть и более лет, как это указано в законопроекте, возможно, потребует в будущем и увеличения срока бюджетного планирования с трех до шести лет.

3. В бюджетном процессе в настоящее время внедрен принцип ориентирования на конечный результат. Общественная палата Российской Федерации считает целесообразным внести в законопроект аналогичные положения.

4. В законопроекте необходимо предусмотреть процедуру обеспечения публичного доступа к единой информационной базе, содержащей сведения о прогнозах, стратегиях, программах и иных документах государственного стратегического планирования (реестру документов государственного стратегического планирования) с учетом требований по сохранению государственной тайны и определить порядок ведения реестра документов государственного стратегического планирования.

5. Представляется необходимым законодательно закрепить дефиниции базовых для данного законопроекта понятий - участник государственного стратегического планирования, внешний и внутренний стратегический контроль.

6. По мнению Общественной палаты Российской Федерации, в законопроект следует внести нормы:

- закрепляющие полномочия и порядок взаимодействия участников государственного стратегического планирования;

- закрепляющие ответственность участников государственного стратегического планирования;

- содержащие принципы и механизмы проведения мониторинга;

- о процедурах корректировки прогнозов (в случае изменений цен на мировых рынках);

- закрепляющие участие профсоюзных объединений и общероссийских объединений работодателей в мониторинге реализации документов государственного стратегического управления.

На основании изложенного Общественная палата Российской Федерации считает возможным поддержать принятие проекта Федерального закона N 143912-6 О государственном стратегическом планировании с учетом вышеуказанных замечаний и предложений.