Письмо Правительства РФ от 30.11.1998

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 30 ноября 1998 года

 

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

И ДОПОЛНЕНИЙ В КОДЕКС РСФСР ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ

ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

 

В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект Федерального закона О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (по вопросу о внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации), разработанный Комитетом Государственной Думы по вопросам геополитики.

По существу законопроекта Правительство Российской Федерации направляет официальный отзыв.

 

Первый заместитель Председателя

Правительства Российской Федерации

В.ГУСТОВ

 

 

 

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

И ДОПОЛНЕНИЙ В КОДЕКС РСФСР ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ

ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

 

1. В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. правовой статус континентального шельфа, внутренних вод и территориального моря различен. Российская Федерация осуществляет на своем континентальном шельфе лишь суверенные права и юрисдикцию, а внутренние воды и территориальное море является территорией России.

В этой связи предлагается ответственность за правонарушения, совершенные во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, устанавливать отдельно.

Более того, Кодексом РСФСР об административных правонарушениях уже установлена ответственность за ряд правонарушений, совершенных во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации. Так, ст. 183(2) Кодекса предусмотрена ответственность в том числе и за ведение в указанных водах промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности без разрешения (уведомления) Пограничных войск Российской Федерации или с разрешения (уведомления) Пограничных войск Российской Федерации, но в нарушение установленного порядка, что вкупе с другими нарушениями составляет нарушение режима государственной границы.

Отдельную проблему составляет установление ответственности за нарушение правил мирного прохода. Это связано с тем, что соблюдение правил мирного прохода, регламентированных Федеральным законом О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации, выходит за рамки соблюдения лишь режима государственной границы.

В целях решения указанной проблемы требуется тщательная проработка и внесение изменений как в Закон Российской Федерации О Государственной границе Российской Федерации, так и в статью 183(1) Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

2. Предложенная законопроектом ответственность за незаконную погрузку или выгрузку с судна товара или валюты в территориальном море Российской Федерации либо посадка или высадка с судна любого лица вопреки пограничным, таможенным, налоговым (фискальным), санитарным, иммиграционным, ветеринарным, фитосанитарным, навигационным и другим правилам, установленным законодательством Российской Федерации требует уточнения и дополнительной проработки, поскольку ряд таких правил и ответственность за них законодательством Российской Федерации регламентирована (в частности, Таможенным кодексом Российской Федерации).

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях предусматривает ответственность за невыполнение законных требований должностных лиц органов охраны континентального шельфа Российской Федерации (ст. 84(5)). Законопроектом предложено установить подобную ответственность и за невыполнение законных требований должностных лиц органов охраны и внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации. Однако в отличие от Федерального закона О континентальном шельфе Российской Федерации Федеральный закон О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации не содержит полномочий должностных лиц органов охраны. Нет таких полномочий и в других нормативных правовых актах. В этой связи становится неправомерным применение понятия законные требования.

Вместе с тем на территории Российской Федерации осуществляют свои полномочия ряд органов, имеющих другое обобщающие название, нежели органы охраны внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, но фактически являющихся такими. Например, специально уполномоченные государственные органы Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и федеральным органом по рыболовству. Полномочия этих органов определены Законом Российской Федерации Об охране окружающей природной среды, федеральными законами О животном мире и О континентальном шельфе Российской Федерации соответственно.

В связи с этим предлагается, взамен названной выше ответственности, установить ответственность за невыполнение капитаном судна или иным лицом, управляющим судном, законных требований должностных лиц специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, водных биологических ресурсов, а равно воспрепятствование осуществлению этими должностными лицами возложенных на них полномочий, в том числе на осмотр судна.

Кроме того, было бы целесообразно предусмотреть в законопроекте ответственность за нарушение правил морских рыбных портов Российской Федерации.

3. Внесение каких-либо изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (в части, касающейся внутренних морских вод и территориального моря) по ряду причин находится в прямой зависимости от внесения соответствующих изменений и дополнений в Закон Российской Федерации О Государственной границе Российской Федерации. Вместе с тем проект федерального закона О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации О Государственной границе Российской Федерации (по вопросу о внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации), принятый Государственной Думой в первом чтении 4 ноября с.г., не учитывает указанных обстоятельств.

В связи с этим в случае если проект федерального закона О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации О государственной границе Российской Федерации (по вопросу о внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации) в процессе его принятия не претерпит необходимых изменений, то проект федерального закона О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (по вопросу о внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации) будет необходимо рассматривать в пакете с изменениями и дополнениями в Закон Российской Федерации О Государственной границе Российской Федерации.

Для учета изложенных замечаний и предложений к законопроекту предлагается сформировать при Комитете Государственной Думы по вопросам геополитики рабочую группу с участием представителей всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и депутатов Государственной Думы.