Письмо Общественной палаты РФ от 05.12.2012 N 4ОП-3/2166

 

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 5 декабря 2012 г. N 4ОП-3/2166

 

Общественной палатой Российской Федерации проведена общественная экспертиза проекта Федерального закона N 163560-6 Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Направляем заключение Общественной палаты Российской Федерации по результатам общественной экспертизы указанного законопроекта.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТА

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 163560-6 ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ

НАСЕЛЕНИЯ ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО ТАБАЧНОГО ДЫМА

И ПОСЛЕДСТВИЙ ПОТРЕБЛЕНИЯ ТАБАКА

 

Общественной палатой Российской Федерации проведена общественная экспертиза проекта Федерального закона N 163560-6 Об охране здоровья населения от окружающего табачного дыма и последствий потребления табака (далее - законопроект).

При подготовке заключения были учтены предложения и замечания членов Научно-консультативного совета при Общественной палате Российской Федерации, представителей общественных и некоммерческих объединений, общественных палат Республики Татарстан, Республики Хакасия, Алтайского края, Владимирской, Волгоградской, Саратовской и Челябинской областей.

Рассматриваемый законопроект разработан в целях реализации Рамочной конвенции по борьбе против табака Всемирной организации здравоохранения (далее - РКБТ), ратифицированной Российской Федерацией 3 апреля 2008 года. Также положения законопроекта согласуются с Концепцией осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 - 2015 годы (далее - Концепция), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2012 г. N 1563-р.

Законопроект реализует положения статей 41, 42 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый гражданин имеет право на охрану своего здоровья и право на благоприятную окружающую среду. Защита указанных прав является прерогативой государства. Законопроект определяет принципы правового регулирования в области защиты здоровья населения от последствий потребления табака, права и обязанности граждан и юридических лиц в области защиты здоровья населения от последствий потребления табака.

Экспертиза представленного законопроекта позволяет констатировать, что в нем содержатся комплексные меры, реализация которых направлена на достижение цели Концепции и РКБТ, а именно, создание условий для защиты здоровья россиян от последствий потребления табака и воздействия табачного дыма.

В отличие от Федерального закона от 10 июля 2001 года N 87-ФЗ Об ограничении курения табака (далее - Федеральный закон N 87-ФЗ) в предложенном законопроекте акцент ставится не на ограничение курения, а на защиту здоровья граждан от окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Рассматриваемый законопроект содержит отдельные меры, которые являются основополагающими в борьбе против табака (вводится запрет на курение табака на отдельных территориях, в помещениях и объектах, вводятся особые условия розничной продажи табачных изделий, предусматривается просвещение и информирование населения о вреде потребления табака, а также запрет спонсорства и стимулирования продажи табачных изделий и другие меры). Данные меры закладывают фундамент, определяют сущность, указывают направление для реализации в российском законодательстве всех положений Концепции и РКБТ.

Общественная палата Российской Федерации, поддерживая введение всех обозначенных в законопроекте мер, отмечает, что ряд положений законопроекта нуждается в уточнении и дополнении.

Одной из основных мер, направленных на защиту здоровья населения от окружающего табачного дыма, вводимой статьей 11 законопроекта, является запрет курения в общественных местах. Законопроектом предлагается введение полного и немедленного запрета на курение табака в большинстве общественных мест, перечисленных в пунктах 1, 4, 7, 8, 9, 11 части 1 статьи 11, за исключением закрытых общественных мест, таких как медицинские стационары, поезда дальнего следования, суда дальнего плавания, гостиницы, места общественного питания и торговли. Для вышеуказанных мест запрет вводится с 1 июля 2014 г., во время которого по решению собственника возможно курение в специальных местах, оборудованных системами вентиляции воздуха.

Общественная палата Российской Федерации считает, что введение такой меры способно защитить некурящих от последствий пассивного курения, значительно снизить уровень потребления табака и сократить возможность привлечения новых потребителей.

Вместе с тем считаем необходимым уменьшить сроки введения запрета курения в закрытых общественных местах с возможностью установления специально выделенных для курения помещений. Одновременно с этим стоит сократить сроки введения запрета на розничную торговлю табачной продукцией с выкладкой и демонстрацией в торговом объекте, а также сроки введения запрета на продажу табачной продукции в малых торговых точках.

Таким образом, считаем необходимым сократить сроки введения мер для пунктов 2, 3, 5 и 6 части 1 статьи 11 законопроекта, а также части 4 и 5 статьи 18 на полгода, определив введение обозначенных мер с 1 января 2014 года.

В этой связи предлагаем изложить часть 2 статьи 23 законопроекта в следующей редакции:

Пункты 2, 3, 5 и 6 части 1 статьи 11, части 4 и 5 статьи 18 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2014 года..

Общественная палата Российской Федерации считает необходимым сократить перечень закрытых общественных мест, оборудованных системами вентиляции воздуха, где допускается курение табака. В связи с этим исключить из текста законопроекта часть 4 статьи 23, пункты 1, 3, 4 части 2 статьи 11, пункт 2 части 2 статьи 11 признать пунктом 1 той же части той же статьи, пункт 5 части 2 статьи 11 признать пунктом 2 той же части той же статьи.

Также в целях защиты населения от воздействия потребления табака необходимо дополнить пункт 4 части 1 статьи 11 законопроекта текстом следующего содержания:

на остановках общественного транспорта, наземных и подземных пешеходных переходах, имеющих крышу и ограниченных с одной или более сторон стенами, сделанными из любого материала, независимо от того, временные они или постоянные, так как остановки общественного транспорта и пешеходные переходы являются местами большого скопления людей.

Статьей 12 законопроекта Ценовые и налоговые меры, направленные на снижение спроса на табачные изделия предусмотрено повышение акциза на табачные изделия и установление минимальной розничной цены на них. Методика расчета минимальных розничных цен на табачную продукцию должна предусматривать их ежегодное увеличение на уровне, превышающем индекс потребительских цен на продовольственные товары.

Отметим, что аналогичный способ ценового регулирования применяется по отношению к алкоголю. Данное положение закреплено в Федеральном законе от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) и является дополнительным барьером для его приобретения, в том числе несовершеннолетними.

По мнению Общественной палаты Российской Федерации, высокая цена на табачные изделия является самой эффективной мерой по сокращению спроса на них. Как показывает международный опыт, высокая цена на сигареты сокращает их общее потребление, а также их доступность для детей, что в свою очередь снижает вероятность формирования табачной зависимости с детского возраста.

Статьей 15 законопроекта предлагается ввести меры по запрету рекламы, стимулирования продажи табака и спонсорства табачными компаниями. Согласно статье 13 РКБТ только полный запрет на рекламу, стимулирование продажи и спонсорство приведет к сокращению потребления табачных изделий. Согласно пункту 2 статьи 13 РКБТ каждая сторона вводит полный запрет на всю рекламу, стимулирование продажи и спонсорство табачных изделий. В том числе и Россия должна ввести полный запрет на рекламу, что и предусмотрено Концепцией и Планом мероприятий по ее реализации.

В законопроекте учитывается запрет демонстрации табачных изделий и процесса их потребления. Постановка вопроса о запрете курения в кино приветствуется Общественной палатой Российской Федерации, однако руководящие принципы осуществления статьи 13 РКБТ говорят о том, что запрет рекламы и всех видов стимулирования табака должен быть полным.

В законопроекте производится разделение на аудиовизуальные произведения, предназначенные для детей и взрослых. Если курение в произведениях, предназначенных для детей, запрещено, то в произведениях, предназначенных для взрослых, делается оговорка. В части 2 статьи 15 указано: Не допускается демонстрация табачных изделий и процесса их потребления во вновь создаваемых и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых содержится демонстрация табачных изделий и процесса их потребления, за исключением случаев, если такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла.. По нашему мнению, данная формулировка является неточной и дает возможность в любое произведение включать сцены курения, объясняя их различными причинами, побудившими героев курить. Такие сцены, вне всякого сомнения, являются способом стимулирования продажи табачных изделий и должны быть запрещены. Единственным проявлением курения в кино и на телевидении может являться попытка показать ущерб, наносимый курением человеку, семье и обществу, который при этом бы не был нивелирован положительными качествами курящих героев.

Кроме того, частью 3 указанной статьи предусматривается возможность демонстрации курения с учетом информирования о вреде. Это дает табачной индустрии еще более широкие возможности для рекламы табачных изделий при условии формального сообщения о вредных последствиях. В то же время считаем целесообразным оставить возможность для показа антитабачной социальной рекламы на телевидении. Таким образом, полагаем, что все антитабачные информационные кампании должны быть утверждены Министерством здравоохранения Российской Федерации.

В связи с вышеизложенным предлагаем пункт 5 части 1 статьи 15 законопроекта изложить в следующей редакции:

демонстрация табачных изделий и процесса их потребления во вновь создаваемых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых содержится демонстрация табачных изделий и процесса их потребления;.

Часть 2 статьи 15 законопроекта исключить, часть 3 статьи 15 считать частью 2 той же статьи.

В целях предупреждения двойного толкования изменить часть 2 статьи 15, определив за Министерством здравоохранения Российской Федерации право утверждения антитабачной рекламы.

Часть 2 статьи 15 изложить в следующей редакции:

Разрешается демонстрация табачных изделий и процесса их потребления при информировании населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма в средствах массовой информации при проведении информационных кампаний, нацеленных на борьбу против табака, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, наделенным функцией по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения..

Часть 4 статьи 15 признать частью 3 этой же статьи.

Одной из важных мер, предлагаемых законопроектом, является запрет на производство, ввоз и продажу некурительных табачных изделий, выкладку и демонстрацию табачных изделий в местах продаж, введение дополнительных ограничений по местам продажи табачных изделий, в том числе запрет торговли в палатках и ларьках в городской местности, запрет продажи через сеть Интернет, вменение продавцу обязанности требовать документ для установления возраста покупателя при сомнениях в достижении им совершеннолетия.

Пунктом 1 статьи 18 законопроекта определено, что розничная торговля табачной продукцией в городах и поселках осуществляется в стационарных торговых объектах, имеющих площадь не менее 50 квадратных метров. Данные требования аналогичны требованиям, предъявляемым к торговле алкоголем Федеральным законом N 171-ФЗ, показавшим свою эффективность по снижению проблем, связанных с потреблением алкоголя, а также снижение продаж алкоголя несовершеннолетним.

Согласно пункту 4 статьи 18 после вступления в силу данного Закона запрещается продажа табачных изделий с выкладкой и демонстрацией табачных изделий в торговом объекте, поскольку витрина с сигаретами в привлекательно оформленной, красочной упаковке может послужить большим рекламным стендом. Расположение в витринах торговых точек табачной продукции стимулирует курящих и бросающих курить граждан к ее приобретению.

Вышеуказанная норма полностью соответствует положениям Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 О защите прав потребителей, статьей 10 которого предусмотрено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. При этом подчеркивается, что это должна быть такая информация, которая позволяет потребителю сделать правильный выбор при покупке соответствующего товара. В части 2 статьи 10 названного Закона содержатся основные критерии, составляющие содержание общей информации о товаре, при этом рассматривать выкладку и демонстрацию товара как единственную форму обеспечения распространения обязательной информации нельзя. Прейскурант в торговом зале и упаковка табачного изделия, с которыми, обратившись к продавцу, потребитель сможет ознакомиться, также содержат исчерпывающую информацию о товаре.

При нарушении ряда положений статьи 22 Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона Закона может наступать и гражданская ответственность. Исходя из этого, предлагаем статью 22 изложить в следующей редакции:

За нарушение законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака устанавливается дисциплинарная, административная, гражданская и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации..

В целях эффективной реализации законопроекта на всей территории Российской федерации считаем необходимым наделить органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления полномочиями по введению дополнительных ограничений и запретов продажи табачной продукции, а также дополнительных ограничений и запретов курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах. В связи с этим предлагаем дополнить статью 6 пунктом 7 следующего содержания:

установление дополнительных ограничений и запретов продажи табачной продукции, а также дополнительных ограничений и запретов курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах..

Также считаем необходимым дополнить статью 7 пунктом 4 следующего содержания:

установление дополнительных ограничений и запретов продажи табачной продукции, а также дополнительных ограничений и запретов курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах..

На основании изложенного и учитывая высокую социальную значимость проекта Федерального закона N 163560-6 Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, Общественная палата Российской Федерации поддерживает его принятие с учетом указанных предложений и замечаний.