Письмо Комитета по транспорту от 15.02.2013 N 3.13-9/73

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ТРАНСПОРТУ

 

ПИСЬМО

от 15 февраля 2013 г. N 3.13-9/73

 

В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 21 января 2013 года направляем заключение Комитета по проекту Федерального закона N 191229-6 О внесении изменений в Закон Российской Федерации Об организации страхового дела в Российской Федерации и Федеральный закон Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, внесенному Правительством Российской Федерации.

 

Первый заместитель

Председателя Комитета

М.В.БРЯЧАК

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 191229-6 О ВНЕСЕНИИ

ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ

СТРАХОВОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

 

(о повышении эффективности защиты прав потерпевших

на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью

или имуществу при использовании транспортных средств)

 

Комитет рассмотрел проект Федерального закона N 191229-6 О внесении изменений в Закон Российской Федерации Об организации страхового дела в Российской Федерации и Федеральный закон Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации.

Законопроектом предусматривается изменение подходов к осуществлению страховых выплат, увеличение страховых сумм, уточнение порядка действий водителей транспортных средств в случае, если документы о дорожно-транспортном происшествии оформлялись без участия сотрудников органов внутренних дел, совершенствование системы осуществления компенсационных выплат и механизма прямого возмещения убытков, а также совершенствование положений Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств по вопросам информационного обеспечения системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Кроме того, законопроектом уточняются законные полномочия органа страхового надзора в случае выявления нарушений требований законодательных и нормативных правовых актов о страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

В части, касающейся предлагаемых изменений, авторы законопроекта обосновывают свои предложения стремлением улучшить качество услуг в сфере одного из наиболее социально значимых видов страхования, а также повысить культуру страхования посредством эффективного регулирования соответствующих правоотношений и повышения прозрачности такого рода деятельности.

Изменения, вносимые в Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 Об организации страхового дела в Российской Федерации, объясняются необходимостью узаконить выдачу предписаний при любых нарушениях страхового законодательства, а также устранить излишние административные барьеры при лицензировании страховой деятельности.

Принятие данного законопроекта, по мнению его авторов, будет способствовать повышению доверия к страховому рынку Российской Федерации.

Комитет в целом поддерживает идею дальнейшего совершенствования правоотношений в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. В данной связи следует отметить устанавливаемую законопроектом детальную регламентацию срока осуществления страховой выплаты и минимальный стандарт обслуживания.

Так, согласно части 19 предлагаемой редакции статьи 12 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или направить ему мотивированный отказ в страховой выплате в течение 30 дней со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего о страховой выплате.

Законопроект устанавливает, что контроль за соблюдением страховщиками порядка осуществления страховых выплат осуществляет федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, а в случае выявления несоблюдения страховщиком срока осуществления страховой выплаты федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью направляет ему предписание о необходимости исполнения обязательств по осуществлению страховой выплаты потерпевшему и выплате предусмотренной неустойки (пени). В данной связи следует отметить, что обязанность страховщика соблюдать установленный законом срок осуществления страховой выплаты существует, а ответственность за нарушение такого рода срока законодательно не определена. Поэтому Комитет считает целесообразным установить административную ответственность страховщиков за нарушение ими установленного срока страховых выплат. Такой подход, по мнению Комитета, позволит стимулировать страховщиков соблюдать установленный срок, что обеспечит возможность реализовать заявленную цель - повысить качество услуг в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Особое внимание Комитет обращает на государственное регулирование страховых тарифов, которое осуществляется Правительством Российской Федерации путем установления экономически обоснованных требований к страховым тарифам (их максимальных и минимальных значений) и структуре страховых тарифов. При этом установлено, что доля страховой премии, непосредственно предназначенная для осуществления страховых и компенсационных выплат, не может быть менее чем 80 процентов страховой премии.

В данной связи Комитет считает необходимым дополнить редактируемую статью 8 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств положениями о том, что в случае если по итогам года соотношение общего объема страховых выплат к общему объему страховых премий составит менее 80 процентов, то максимальные и минимальные значения страховых тарифов на следующий год должны быть пересмотрены в сторону их уменьшения на величину разницы между показателем уровня страховых выплат итогового года и установленной минимальной долей страховой премии, непосредственно предназначенной для осуществления страховых выплат, - 80 процентами. В случае возникновения в следующем году дефицита денежных средств, предназначенных для текущих страховых выплат, они осуществляются за счет средств страхового резерва, накопленного по итогом прошедших лет, с последующим пересмотром максимальных и минимальных значений страховых тарифов на следующий год.

Кроме того, проектируемая статья 11.1 предусматривает оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных сотрудников органов внутренних дел. При этом страховая выплата по дорожно-транспортным происшествиям, произошедшим на территории Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области и оформленным без участия уполномоченных сотрудников органов внутренних дел, установлена в размере до 400 тысяч рублей, в то время как страховая выплата по дорожно-транспортным происшествиям, произошедшим на территории иных регионов Российской Федерации и оформленным без участия уполномоченных сотрудников органов внутренних дел, не может превышать 50 тысяч рублей.

Комитет обращает внимание на положения части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, которые гарантируют гражданам Российской Федерации равенство прав независимо от места жительства. С учетом данной конституционной нормы Комитет предлагает распространить размер страховой выплаты, предусмотренный законопроектом по дорожно-транспортным происшествиям, произошедшим на территории Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области и оформленным без участия уполномоченных сотрудников органов внутренних дел, на дорожно-транспортные происшествия, произошедшие в других регионах Российской Федерации.

С учетом изложенного Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект Федерального закона N 191229-6 О внесении изменений в Закон Российской Федерации Об организации страхового дела в Российской Федерации и Федеральный закон Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, внесенный Правительством Российской Федерации, с условием его последующей доработки.

 

Первый заместитель

Председателя Комитета

М.В.БРЯЧАК