Письмо Общественной палаты РФ от 18.02.2013 N 4ОП-2/301

 

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 18 февраля 2013 г. N 4ОП-2/301

 

Общественной палатой Российской Федерации проведена общественная экспертиза проекта Федерального закона N 173958-6 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве.

Направляем заключение Общественной палаты Российской Федерации по результатам общественной экспертизы указанного законопроекта.

Приложение: на 9 л. в 1 экз.

 

М.В.ОСТРОВСКИЙ

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТА

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 173958-6 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В ЦЕЛЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВ ПОТЕРПЕВШИХ

В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

 

Общественной палатой Российской Федерации проведена общественная экспертиза проекта Федерального закона N 173958-6 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве (далее - законопроект).

При подготовке заключения были учтены предложения и замечания представителей общественных объединений, экспертного сообщества, а также представителей зарубежных государств, в которых многие годы существуют национальные модели государственной поддержки жертв преступлений.

В законопроекте предлагается существенно укрепить процессуальный статус потерпевшего от уголовного преступления, создав тем самым необходимые условия для реализации принципа состязательности и равноправия сторон в уголовном судопроизводстве.

Предусматривается наделение потерпевшего правами, которые будут соотноситься с правами подозреваемого и обвиняемого, а именно: получать копии постановлений о возбуждении уголовного дела, о признании его потерпевшим; о принятии дела к производству и о производстве следствия следственной группой; о привлечении лица в качестве обвиняемого; об отказе в избрании в отношении обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу; о прекращении уголовного дела, о приостановлении производства по уголовному делу, о направлении уголовного дела по подсудности, о назначении предварительного слушания, судебного заседания, получать копии приговора суда первой инстанции, решений судов апелляционной и кассационной инстанций, а также копии иных процессуальных документов, затрагивающих его интересы, а также возражать против постановления приговора без проведения судебного разбирательства.

Предлагается также ввести дополнительные меры защиты прав несовершеннолетних потерпевших. Проектом предусмотрена отмена возможности рассмотрения уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетних с участием присяжных заседателей.

Вводится особый порядок применения мер административного надзора в отношении лиц, совершивших преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Так, в зависимости от тяжести совершенного преступления административный надзор устанавливается на срок 25 лет, а в отдельных случаях - пожизненно, в отношении указанных лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы, в том числе имеющих погашенную либо снятую судимость.

Вводится запрет на распространение в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или в средствах массовой информации сведений, указывающих на личности не достигших шестнадцатилетнего возраста потерпевшего или свидетеля по уголовному делу, включая публикацию их изображений, а равно сведений, содержащих описание полученных ими в связи с преступлением физических или нравственных страданий и мучений.

Законопроектом предусматривается обязательное участие в уголовном деле адвоката на бесплатной основе с момента возбуждения уголовного дела для защиты несовершеннолетних, являющихся потерпевшими в уголовном судопроизводстве, в случае совершения преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего.

Предлагается также предусмотреть обязательность участия потерпевшего и (или) представителя в судебном заседании при рассмотрении уголовного дела в суде апелляционной инстанции.

Значительной и важной новеллой также является положение, согласно которому после постановления приговора, вынесения постановления об освобождении лица от уголовной ответственности или наказания и о применении к нему принудительных мер медицинского характера предусматривается возможность суда применить меры государственной защиты в отношении потерпевших от преступлений, их близких родственников, родственников и близких лиц, к которым в настоящее время указанные меры государственной защиты могут быть применены лишь в процессе уголовного судопроизводства.

Также законопроектом предусмотрено право потерпевшего подавать заявление об установлении судом административного надзора в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, а также получать письменное уведомление о прекращении административного надзора в день прекращения административного надзора.

Учитывая высокую общественную значимость вопросов, подлежащих правовому регулированию, Общественная палата Российской Федерации поддерживает необходимость принятия предлагаемых изменений и отмечает следующее.

В настоящее время пробелы в законодательстве не позволяют правоохранительным и судебным органам эффективно восстанавливать нарушенные права потерпевших, в особенности несовершеннолетних, и защищать их, что порождает в обществе неверие в эффективность деятельности органов государственной власти.

В этой связи Общественная палата Российской Федерации полностью разделяет позицию законодателя о необходимости укрепления правового статуса потерпевшего от преступления.

В законопроекте отражены положения Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 июня 2010 г. N 17 О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве, указывающего, что важной функцией уголовного правосудия должна быть охрана законных интересов потерпевшего, уважение его достоинства, повышение доверия потерпевшего к уголовному правосудию и что уголовное судопроизводство имеет своим назначением защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений.

Также при разработке законопроекта учтена позиция Конституционного Суда Российской Федерации. В частности уточняется, что права потерпевшего переходят не к одному, а к близким родственникам погибшего. Потерпевший имеет право на подробную информацию о ходе следствия, уведомляется об освобождении осужденного от отбывания наказания и т.п.

Учитывая, что несовершеннолетние потерпевшие от преступлений должны обладать дополнительными процессуальными гарантиями и мерами защиты, заслуживают поддержки положения законопроекта, закрепляющие особенности производства допроса и других следственных действий с участием несовершеннолетнего, привлечение адвоката на бесплатной основе, запрет на распространение информации о несовершеннолетнем и др.

По мнению Общественной палаты Российской Федерации, реализация предусмотренных законопроектом положений в значительной степени позволит Российской Федерации приблизиться к международным стандартам и нормам по защите детей от преступных посягательств, создать условия более комфортного нахождения несовершеннолетнего в рамках уголовного судопроизводства. Это касается, в первую очередь, Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений (принята Комитетом Министров Совета Европы 12 июля 2007 года), Рекомендаций Комитета Министров Совета Европы по правосудию, дружественному к ребенку (приняты Комитетом Министров 17 ноября 2010 года на 1098-ой встрече заместителей Министров).

Стоит отметить, что необходимость предлагаемых изменений по защите несовершеннолетних обусловлена и статистикой преступлений в отношении несовершеннолетних. Только за 9 месяцев 2012 года следователями Следственного комитета Российской Федерации возбуждено 10 990 уголовных дел о преступлениях в отношении несовершеннолетних, из них по убийствам - 428 дел, или 3,9%; по ст. 111 УК РФ - 322 дела (3%), в том числе по ч. 4 ст. 111 УК РФ - 40 (0,4%); по ч. ч. 3, 4 ст. 131 УК РФ - 990 (9%); по ч. ч. 3, 4 ст. 132 УК РФ - 1 887 (17,2%); ст. ст. 234, 135 УК РФ - 2 108 (19,2%).

За девять месяцев 2012 года следственными органами Следственного комитета Российской Федерации расследовано 10 277 преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних лиц, из них - 345 убийств, 812 изнасилований, 1 803 насильственных действий сексуального характера, 3 141 преступлений, предусмотренных ст. ст. 134, 135 УК РФ.

В этот период по уголовным делам, находившимся в производстве следователей Следственного комитета, признаны потерпевшими от преступных посягательств 14 259 несовершеннолетних. Из них в возрасте до 1 года - 563 ребенка; с 1 года до 5 лет 743; с 5 до 10 лет - 1 924; с 10 до 14 лет - 3 843; с 14 до 18 лет - 7 186. Для сравнения: в 2010 году признаны потерпевшими от преступных посягательств 4 175 несовершеннолетних. Из них в возрасте до 1 года - 322; с 1 года до 5 лет - 329; с 5 до 14 лет - 1859; с 14 до 18 лет - 1 665.

За 9 месяцев 2012 года в Российской Федерации от преступных посягательств погибло 1 292 несовершеннолетних.

По данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации за 2010 г. среди совершивших преступления против половой свободы и половой неприкосновенности (ст. 131 - 135 УК РФ) более 2-х тысяч осужденных имели неснятые и непогашенные судимости, около 500 человек совершили данные преступления, будучи освобожденными от отбывания наказания досрочно.

По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в ходе проверок исполнения законодательства о защите прав несовершеннолетних ежегодно выявляется около 600 тыс. нарушений. Для их устранения выносится свыше 80 тыс. представлений, по результатам их рассмотрения должностные лица привлекаются к дисциплинарной, административной, а зачастую и к уголовной ответственности.

Значительным достижением для российского уголовного права является положение законопроекта, которое позволяет признавать потерпевшим физическое или юридическое лицо именно с момента возбуждения уголовного дела, что также отвечает мировым тенденциям и положительной правоприменительной практике зарубежных стран.

Кроме того, расширение и тем самым выравнивание в процессуальном положении прав подозреваемого и обвиняемого, в целом отвечает тенденциям развития уголовно-процессуального законодательства стран СНГ и Западной Европы.

Вместе с тем, по законопроекту имеется ряд предложений.

I. Пункты 1) и 2) статьи 1 законопроекта после слов не общаться с определенными лицами дополнить словами и не передавать информацию через третьих лиц, поскольку в противном случае также может оказываться давление на потерпевшего.

II. В пункт 4) статьи 1 законопроекта внести изменение, согласно которому в части 2 статьи 137 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) установить нижнюю планку лишения свободы - 2 года.

III. Статью 1 законопроекта дополнить пунктами, согласно которым:

дополнить статью 295 после слов лица, производящего дознание, словами представителя потерпевшего,;

дополнить часть вторую статьи 296 после слов лица, производящего дознание, словами представителя потерпевшего,.

Данное изменение обусловлено тем, что указанными статьями предусмотрена ответственность за посягательство на жизнь, а также за насилие и угрозу насилием в отношении участников уголовного судопроизводства, выполняющих определенные функции в уголовном процессе. При этом в круг возможных жертв данных преступлений включен защитник, но не включен представитель потерпевшего. Соответственно лица, принявшие на себя функции по оказанию им юридической помощи в деле, неодинаково защищаются уголовным законом от возможных преступных посягательств в связи с их участием в уголовном процессе.

IV. Статью 3 законопроекта дополнить пунктом, согласно которому:

В статье 148:

а) часть четвертую после слов заявителю и прокурору. дополнить словами Заявителю копия постановления направляется посредством регистрируемого в почтовом отделении отправления, а по просьбе заявителя вручается ему или его представителю.;

б) часть шестую дополнить словами Копия постановления прокурора или руководителя следственного органа об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента вынесения направляется заявителю посредством регистрируемого в почтовом отделении отправления, а по просьбе заявителя вручается ему или его представителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования..

Целью указанного предложения является предупреждение необоснованных и незаконных отказов в возбуждении уголовных дел, а также создание надлежащих условий для их обжалования.

V. На практике потерпевшему не всегда удается получить возмещение вреда, причиненного преступлением. Лицо, подозреваемое, обвиняемое в совершении преступления может уйти от компенсации вреда, имея возможность совершать операции с принадлежащим ему недвижимым имуществом на праве собственности, избавляться от ценных бумаг, активов в кредитных организациях, совершать операции по счетам в банке и т.п. действия. Компенсировать же ущерб будет возможно только в порядке гражданского судопроизводства, что не только сделает получение компенсации еще более проблематичным, но и повлечет неминуемое снижение ее суммы. Поэтому предлагаем рассмотреть возможность законодательного закрепления обязанности следователя, дознавателя возбуждать перед судом ходатайство о наложении ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия в случае совершения ими тяжких и особо тяжких преступлений против личности. В случае же недоказанности вины все ограничения на операции с денежными средствами, ценностями, недвижимостью, ценными бумагами, иным имуществом снимаются.

VII. Изменения, внесенные Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, привели к двойной переоценке тяжести совершенного преступления как за счет повышения верхнего предела наказания для преступлений небольшой тяжести, так и за счет наделения судьи правом на изменение категории преступления на менее тяжкую, что в свою очередь привело к искусственному занижению юридической оценки тяжести содеянного.

Так, при вынесении постановлений по определенным делам суды ссылаются на положения части 2 статьи 443 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ), согласно которой если лицо совершило деяние небольшой тяжести, то суд выносит постановление о прекращении уголовного дела и об отказе в применении принудительных мер медицинского характера. А согласно вышеуказанным изменениям под преступления небольшой тяжести стал подпадать целый пласт уголовных дел, предусмотренных разделом VII Преступления против личности УК РФ (например, статьи 110, 111, 112, 116, 117 УК РФ и др.). Подобная безнаказанность порождает рецидив, что уже подтверждается на практике.

Полагаем, что здесь усматривается несоответствие статье 52 Конституции Российской Федерации, согласно которой права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом, что государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба, а также пункту 1 части 1 статьи 6 УПК РФ, закрепляющему, что уголовное судопроизводство имеет своим назначением защиту прав и законных интересов потерпевших от преступлений.

VIII. С учетом международного опыта предлагаем рассмотреть вопрос о возможности установления дополнительных (конкретизирующих) административных ограничений по решению суда в отношении поднадзорного лица, например: посещение квартиры потерпевшего, приближение к квартире потерпевшего не ближе чем на подлежащее назначению судом расстояние, пребывание в местах, где регулярно пребывает потерпевший (к этому относятся: место работы, детский сад или школа, посещаемая детьми потерпевшего, а также учреждения, в которых потерпевший проводит свободное время), вступление в контакт с потерпевшим (это касается всех видов контакта, по телефону, телефаксу, путем писем или электронной почты) и др.

IX. Требует дополнительного обсуждения механизм реализации вопросов, связанных с направлением уведомлений о судьбе лица, совершившего преступление, несовершеннолетнему потерпевшему. Полагаем, что с учетом возрастных особенностей несовершеннолетнего, его психологического состояния следует направлять уведомления его законным представителям с тем, чтобы не допустить возможной повторной психотравмирующей ситуации несовершеннолетнего потерпевшего.

На основании изложенного, а также учитывая актуальность и значимость затрагиваемых законопроектом вопросов, Общественная палата Российской Федерации поддерживает принятие проекта Федерального закона N 173958-6 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве в первом чтении и просит учесть высказанные предложения при подготовке законопроекта ко второму чтению.