Письмо Президента РФ от 02.12.1998 N Пр-1572

 

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 2 декабря 1998 г. N Пр-1572

 

Направляю заключение на проект Федерального закона О сборе за пограничное оформление.

 

Б.ЕЛЬЦИН

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О СБОРЕ

ЗА ПОГРАНИЧНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

 

По проекту Федерального закона О сборе за пограничное оформление (далее именуется - законопроект) имеются следующие замечания и предложения.

В соответствии с законопроектом устанавливается сбор за пограничное оформление физических лиц, пересекающих государственную границу Российской федерации, а также физических и юридических лиц - владельцев перемещаемых через государственную границу Российской Федерации транспортных средств. При этом величина сбора устанавливается кратной минимальному размеру оплаты труда и зависит от вида транспортного средства.

Поскольку сбор за пограничное оформление по сути является новым налоговым платежом, представляется необходимым более полно раскрыть все существенные элементы данного платежа, в частности, определить, куда будет производиться зачисление сбора, сроки и порядок уплаты сбора, а также привести само понятие сбор в точное соответствие с действующим законодательством Российской Федерации и Налоговым кодексом Российской Федерации.

Целесообразно изменить название статьи 2 законопроекта, озаглавив ее Плательщики сбора. Кроме того, исходя из редакции данной статьи, физическое лицо, пересекающее государственную границу Российской Федерации и одновременно являющееся владельцем перемещаемого через государственную границу Российской Федерации транспортного средства, должно дважды подвергаться обложению сбором. Думается, предпочтительнее изложить данную статью в редакции действующей нормы Федерального закона О внесении изменений и дополнений в статью 11.1 Закона Российской Федерации О Государственной границе Российской Федерации, определяющей плательщиков сбора.

Обращает на себя внимание отсутствие в законопроекте положения названного Федерального закона, согласно которому любое заинтересованное лицо вправе уплатить сбор за пограничное оформление за другое лицо, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Поскольку уплата сбора носит индивидуальный характер, целесообразно внести в законопроект такое дополнение.

В статье 3 законопроекта определена величина ставки сбора. Необходимо обратить внимание на то, что устанавливаемый размер сбора за пограничное оформление должен быть экономически обоснован и должен определяться исходя из реальных расходов или реальной стоимости услуг, предоставляемых органами пограничной службы Федеральной пограничной службы Российской Федерации. Сбор не должен носить фискального характера. В противном случае это затруднит выполнение международно-правовых обязательств Российской Федерации по международным договорам, а также будет противоречить ряду международных соглашений, участницей которых является Российская Федерация. Прежде всего соглашений об автомобильных, морских и железнодорожных перевозках, о воздушном сообщении, в которых содержится типовая статья об освобождении перевозчиков от различных сборов. В связи с этим представляется целесообразным дополнить законопроект положением о том, что, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные данным законом, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Следует уточнить редакцию статьи 4 законопроекта, определяющей порядок уплаты и возврата сбора. Необходимо четко определить, в течение какого периода до выезда из Российской Федерации (года, квартала, месяца) действителен уплаченный сбор. Кроме того, устанавливаемый в законопроекте порядок должен соответствовать действующему законодательству Российской Федерации и Налоговому кодексу Российской Федерации, содержащим нормы о порядке уплаты налогов и сборов.

Необходимо также уточнить порядок возврата уплаченного сбора в случае неиспользования плательщиком своего права на выезд из Российской Федерации. Поскольку контроль за взиманием налогов осуществляется налоговыми органами в соответствии с Законом Российской Федерации О Государственной налоговой службе Российской Федерации и иными законодательными актами, непонятно, почему заявление о возврате уплаченной суммы сбора можно по выбору подавать в финансовый или налоговый орган.

Помимо этого, нецелесообразно подразделять данную статью на пункты, поскольку это не имеет никакой смысловой нагрузки и не вызвано требованиями юридической техники.

Нормы статьи 6 законопроекта не соответствуют аналогичным нормам Федерального закона О внесении изменений и дополнений в статью 11.1 Закона Российской Федерации О Государственной границе Российской Федерации, а в ряде случаев ухудшают их редакцию. Так, например, в отношении льгот по уплате сбора для сотрудников дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и членов их семей, а также граждан государств - участников Содружества Независимых Государств и владельцев транспортных средств, находящихся на территориях этих государств, целесообразнее использовать редакцию соответствующих норм Федерального закона.

В данной статье необходимо разъяснить, что подразумевается под рейсовыми приграничными перевозками и, в частности, какова их периодичность. Ведь рейсы возможны ежегодные, ежедневные а также повторяющиеся многократно в течение дня.

Вызывает возражение статья 7 законопроекта, согласно которой порядок применения настоящего Федерального закона определяется Правительством Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации федеральные законы имеют прямое действие, и для их применения не требуется принятия каких-либо постановлений Правительства Российской Федерации. Следует уточнить, какие положения законопроекта в случае необходимости должны и могут быть конкретизированы актами Правительства Российской Федерации.

Внутренне противоречивой и не соответствующей законодательству Российской Федерации представляется статья 8 законопроекта, согласно которой ответственность плательщиков сбора, а также осуществление налоговыми органами контроля за соблюдением положений данного Закона регулируются Законом Российской Федерации Об основах налоговой системы в Российской Федерации. Во-первых, не раскрыты правовые последствия неуплаты данного сбора. Те меры принудительного воздействия к неплательщикам налогов, которые содержатся в Законе Российской Федерации Об основах налоговой системы в Российской Федерации, в частности в виде штрафов и пеней, вряд ли могут быть применимы, поскольку взимание сбора - это плата за пограничное оформление при выезде из Российской Федерации. В случае неуплаты сбора его плательщик не сможет пройти пограничный контроль. А, во-вторых, согласно Федеральному закону О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации Закон Российской Федерации Об основах налоговой системы в Российской Федерации, на который содержится ссылка в данной статье законопроекта, признается утратившим силу с 1 января 1999 г. в части, касающейся ответственности налогоплательщика за нарушение налогового законодательства. В связи с этим представляется необходимым уточнить содержание статьи 8 законопроекта, более четко определив ответственность плательщиков сбора, а также полномочия соответствующих федеральных органов исполнительной власти, на которые возлагается контроль за соблюдением положений данного Закона.

Как явствует из пояснительной записки к законопроекту, в одном пакете с ним должны рассматриваться проекты Федеральных законов О внесении дополнений в Закон Российской Федерации Об основах налоговой системы в Российской Федерации и О внесении изменения в статью 11.1 Закона Российской Федерации О Государственной границе Российской Федерации. Однако среди представленных материалов проекты названных выше Федеральных законов не содержатся. Считаю необходимым дальнейшую работу над законопроектом проводить одновременно с работой над перечисленными проектами Федеральных законов, а также над проектами федеральных законов, предусматривающими внесение изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и в Закон Российской Федерации О Государственной границе Российской Федерации.

Необходимо также, чтобы доработка законопроекта осуществлялась с учетом положений Налогового кодекса Российской Федерации.