Письмо Комитета по бюджету и налогам от 13.03.2013 N 3.7-9/276

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО БЮДЖЕТУ И НАЛОГАМ

 

ПИСЬМО

от 13 марта 2013 г. N 3.7-9/276

 

В соответствии с пунктом 49 Протокола заседания Совета Государственной Думы от 21.01.2013 N 73 направляю заключение и решение Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам по проекту Федерального закона N 200303-6 О любительском рыболовстве.

 

Первый заместитель

Председателя Комитета

Г.Я.ХОР

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 200303-6

О ЛЮБИТЕЛЬСКОМ РЫБОЛОВСТВЕ

 

(первое чтение)

 

Рассмотрев проект Федерального закона N 200303-6 О любительском рыболовстве, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.

Указанный законопроект подготовлен в целях установления общих принципов правового регулирования, организации и осуществления любительского рыболовства. Статьей 24 законопроекта предусматривается внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) в части введения государственной пошлины за выдачу именного разрешения рыболова на добычу (вылов) водных биологических ресурсов для физических лиц и установление ставок сбора за каждый объект водных биологических ресурсов, добытый по именному разрешению рыболова в целях любительского рыболовства.

Кроме того, статьей 23 законопроекта вносятся изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части зачисления сбора за пользование находящимися в федеральной собственности, в собственности субъекта Российской Федерации и в муниципальной собственности объектами водных биологических ресурсов, добываемых по именным разрешениям рыболова.

Законопроект дополняет перечень объектов обложения сборами, установленный статьей 333.2 Кодекса, объектами водных биологических ресурсов, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании именных разрешений рыболова в целях любительского рыболовства, по перечню пункта 6 статьи 333.3 Кодекса. В связи с этим обращаем внимание, что указанные объекты водных биологических ресурсов перечисляются в проектируемом пункте 5.1 статьи 333.3 Кодекса, который устанавливает ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов, добытый по именным разрешениям рыболова, а не в пункте 6 этой статьи.

В соответствии с проектируемым подпунктом 97.1 пункта 1 статьи 333.3 Кодекса за выдачу именного разрешения рыболова на добычу (вылов) водных биологических ресурсов для физического лица уплачивается государственная пошлина в размере 200 рублей.

Согласно статье 333.16 главы 25.3 Государственная пошлина Кодекса государственная пошлина является сбором, взимаемым с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных данной главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

В целях главы 25.3 Государственная пошлина Кодекса выдача документов (их дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 8 законопроекта любительское рыболовство осуществляется при наличии именного разрешения рыболова:

а) на рыболовных участках, сформированных на природных водоемах для добычи (вылова) водных биоресурсов по перечню, определенному пунктом 2 статьи 12 законопроекта;

б) при использовании сетных орудий добычи (вылова) водных биоресурсов.

Статьей 12 законопроекта установлено, что выдача именного разрешения рыболова физическому лицу осуществляется как федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области рыболовства, так и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые заключили договор о предоставлении рыболовного участка и которым по их заявкам федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области рыболовства, предоставляются бланки именных разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов по перечню, определенному пунктом 2 этой статьи, и (или) с использованием сетных орудий добычи (вылова) водных биоресурсов.

Таким образом, за выдачу именного разрешения рыболова физическому лицу федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области рыболовства, должна уплачиваться государственная пошлина в соответствии с проектируемым подпунктом 97.1 пункта 1 статьи 333.3 Кодекса.

За выдачу физическому лицу именного разрешения рыболова юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими договор о предоставлении рыболовного участка, государственная пошлина уплачиваться не должна, поскольку право совершать юридически значимые действия, определенные главой 25.3 Государственная пошлина Кодекса, и взимать за их совершение государственную пошлину предоставлено только государственным органам, органам местного самоуправления, иным органам и (или) должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Ставя факт возникновения обязанности по уплате государственной пошлины за совершение одного и того же действия в зависимость от выбранного физическим лицом способа получения именного разрешения, рассматриваемые положения законопроекта нарушают принципы равенства и недискриминационного характера налогообложения, установленные пунктами 1 и 2 статьи 3 Кодекса.

Кроме того, из содержания законопроекта не ясно, каким образом будут компенсироваться затраты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области рыболовства, по изготовлению и выдаче бланков именных разрешений организациям и индивидуальным предпринимателям в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 12 законопроекта.

В целях устранения указанных замечаний представляется целесообразным дополнительно обсудить при подготовке законопроекта ко второму чтению вопрос о возможности исключения из статьи 12 законопроекта положений, предусматривающих возможность выдачи именных разрешений организациями и индивидуальными предпринимателями, которые не являются органами и должностными лицами, имеющими право на взимание государственной пошлины.

Комитет также считает, что рассмотрение поправок в Налоговый и Бюджетный кодексы Российской Федерации должно осуществляться в рамках рассмотрения проектов федеральных законов, относящихся к сферам законодательства о налогах и сборах и бюджетного законодательства, в связи с чем необходимо при подготовке законопроекта ко второму чтению исключить из него статьи 23 и 24.

Концептуально поддерживая идею проекта Федерального закона N 200303-6 О любительском рыболовстве, Комитет рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении при условии его подготовки ко второму чтению с учетом изложенных выше замечаний.

 

Первый заместитель

Председателя Комитета

Г.Я.ХОР