Письмо Общественной палаты РФ от 19.04.2013 N 4ОП-2/805

 

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 19 апреля 2013 г. N 4ОП-2/805

 

Общественной палатой Российской Федерации проведена общественная экспертиза проекта Федерального закона N 201812-6 О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства.

Направляем на рассмотрение заключение Общественной палаты Российской Федерации по результатам экспертизы указанного проекта Федерального закона.

 

М.В.ОСТРОВСКИЙ

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТА

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 201812-6 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ ПОРЯДКА ОТЧУЖДЕНИЯ НЕДВИЖИМОГО

ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ

СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИЛИ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ

СОБСТВЕННОСТИ И АРЕНДУЕМОГО СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО

И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

Общественной палатой Российской Федерации проведена общественная экспертиза проекта Федерального закона N 201812-6 О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - законопроект).

При подготовке заключения были учтены предложения и замечания представителей Общероссийского конгресса муниципальных образований, Союза российских городов, органов местного самоуправления, общественных объединений предпринимателей, научного сообщества.

Согласно пояснительной записке, целью данного законопроекта является расширение перечня помещений, предлагаемых к выкупу субъектами малого и среднего предпринимательства, и совершенствование мер имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. По мнению авторов, принятие законопроекта позволит расширить возможности реализации преимущественного права на приобретение субъектами малого и среднего предпринимательства арендованного недвижимого имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, и предоставить дополнительные гарантии стабильности в деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

По мнению Общественной палаты Российской Федерации, нецелесообразно на федеральном уровне устанавливать жесткие требования к перечню муниципального имущества, подлежащего приватизации, а также к условиям его приватизации. В каждом муниципальном образовании складывается уникальная ситуация со спросом и предложением на нежилые помещения, стратегией поддержки малого и среднего бизнеса, а также использованием муниципального имущества. Так, например, в некоторых муниципальных образованиях более эффективной стратегией является создание бизнес-инкубаторов для малого бизнеса на базе нежилых помещений, принадлежащих муниципалитету. В других - целесообразнее будет приватизация имущества и тем самым освобождение муниципалитета от обязательств по его содержанию. Таким образом, особенности и условия процесса приватизации следовало бы определять на региональном уровне, в частности, устанавливать решением субъекта Российской Федерации норму о снятии ограничения на максимальный размер площади арендуемых помещений для целей реализации преимущественного права выкупа.

По нашему мнению, принятие законопроекта в предложенной редакции будет способствовать повышению риска возникновения ситуаций, при которых у муниципальных образований будет отсутствовать муниципальный арендный фонд для поддержки новых зарегистрированных субъектов малого предпринимательства.

Законопроектом предлагается распространить право заключения на новый срок без проведения конкурсов или аукционов всех договоров аренды субъектами малого и среднего предпринимательства государственного или муниципального имущества, а не только заключенных до 1 июля 2008 года. В этой связи считаем необходимым предусмотреть внесение изменений в часть 4 статьи 53 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ О защите конкуренции, исключив слова до 1 июля 2008 года.

Законопроектом предлагается установить минимальный срок рассрочки оплаты стоимости имущества (3 года) с уточнением термина рассрочка. Вместе с тем сложившаяся практика делового оборота показывает, что срок рассрочки целесообразно уменьшить до 1,5 лет. В противном случае муниципальные образования каждый месяц будут терпеть убытки, связанные с предоставлением рассрочки и с действием инфляционного фактора.

На основании вышеизложенного и учитывая высокую значимость проекта Федерального закона N 201812-6 О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, Общественная палата Российской Федерации поддерживает его принятие с учетом указанных замечаний и предложений.